В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Евгений Ковалев
Заместитель генерального директора ООО
"Р.М.ТЕЛЕКОМ"
В 2008 г. исполняется 10 лет коммерческой эксплуатации беспроводной широкополосной сети доступа в Интернет ООО "Р.М.ТЕЛЕКОМ". Эта сеть была одной из первых подобных сетей связи в России и в настоящее время входит в число наиболее крупных сетей на рынке беспроводного широкополосного доступа. Компания "Р.М.ТЕЛЕКОМ" накопила большой опыт построения и эксплуатации сетей БШПД, и специалисты компании неоднократно выступали в прессе с материалами, обобщающими его. В настоящей статье подводится итог 10-летней работы по коммерческой эксплуатации сети и намечаются перспективы развития на ближайшие 5 лет. Компания "Р.М.ТЕЛЕКОМ" была основана в 1995 г. с целью предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет в Москве и Московской области. Опорные сети связи в то время строились на базе спутниковых, радиорелейных и проводных линий, а для организации "последней мили" чаще всего использовались "прямые провода" МГТС. Главной мотивацией применения радиооборудования для организации связи до клиента стала нехватка и плохое состояние проводной инфраструктуры, а дополнительными стимулами – быстрота и экономичность эксплуатации оборудования БШПД.
В 1995-1997 гг. операторы связи редко использовали оборудование БШПД, и его выбор был невелик. Чаще всего применялась продукция компаний Aironet (впоследствии слилась с Cisco Systems) и Lucent Technologies (слилась с Alcatel). Она была предназначена для внутриофисного использования, поэтому ее применение в климатических условиях России для построения сетей связи в масштабах города (Metro Ethernet) для непосвященных выглядело авантюрно. Однако проведенные многочисленные эксперименты показали, что оборудование работает удовлетворительно, и его можно использовать для предоставления коммерческих услуг. Один из таких экспериментов компании "Р.М.ТЕЛЕКОМ" описан в книге Ламекина В.Ф. "Модемная связь", 1997 г. Линия связи длиной примерно 20 км на радиооборудовании Arlan 640 успешно проработала несколько лет, показав высокую устойчивость к изменениям погоды.
Базовые станции (БС) радиосети "Р.М.ТЕЛЕКОМ" в 1997-2004 гг. строились, в основном, на оборудовании Cisco Aironet. Было воздвигнуто более 60 БС в Москве, в Московской области услуги предоставлялись мало. БС были соединены друг с другом оптиковолоконными каналами или "прямыми проводами" МГТС; с 2000 г. для этого применяются радиорелейные станции с интерфейсом Ethernet. Первоначально "Р.М.ТЕЛЕКОМ" использовал сетевые возможности компаний-партнеров "Неоком-Р" и ИППИ РАН для предоставления услуг доступа в Интернет по радиоканалу. Впоследствии была построена и сдана в эксплуатацию собственная сеть связи.
На БС сначала устанавливались радиобриджи Aironet Arlan 640, а затем Cisco Aironet BR500, обеспечивающие скорость в каждом секторе 2 и 11 Мбит/с соответственно. Сектор состоял из секторной антенны и радиобриджа, подключенного к антенне высокочастотным кабелем длиной до 50 м. В отдельных случаях применялись усилители сигнала "Манус" и "Блэк Дог". На одной БС устанавливалось в среднем 4 сектора, к каждому из которых было подключено в среднем 10 корпоративных клиентов, расположенных на расстоянии до 5 км от Б С. Радиобриджи на Б С подключались кабелем Ethernet к коммутатору Cisco и к маршрутизатору БС (как правило, Cisco). В настоящее время в нашей сети в Москве продолжает работать более 40 БС на оборудовании Cisco Aironet.
Для подключения клиентов использовались сетевые радиокарты Cisco Aironet, которые устанавливались в маршрутизатор клиента – персональный компьютер с операционной системой Unix. Радиокарта соединялась с внешней антенной высокочастотным кабелем длиной до 50 м. Для компенсации потери мощности радиоизлучения в антенном кабеле применялись усилители "Манус" и "Блэк Дог".
Описанная выше сеть передачи данных была предназначена для предоставления услуг Интернет. Также существовала возможность организовывать закрытые соединения для клиентов, заказывающих услугу VPN. Телефонные услуги в такой сети не предоставляются из-за невозможности контролировать постоянство временной задержки прохождения IP-пакета по сети. В настоящее время, в случае если давно подключенный клиент запрашивает услугу телефонии, оборудование заменяется бесплатно.
В то время, пожалуй, единственным техническим преимуществом сети связи "Р.М.ТЕЛЕКОМ" на рынке беспроводного широкополосного доступа была топология сети. Сеть изначально строилась как коммутируемый Ethernet с маршрутизаторами Интернет на каждой БС.
В 2000 г. компания "Р.М.ТЕЛЕКОМ" в содружестве с рядом российских компаний приняла участие в разработке российской радиорелейной станции (РРС), предназначенной, в первую очередь, для сетей передачи данных. Это – важный этап истории компании, так как в короткие сроки были созданы и успешно внедрены в сеть связи "Р.М.ТЕЛЕКОМ" несколько среднескоростных РРС экономического класса. Наша компания была первой из российских операторов связи, которая стала массово внедрять это оборудование в своей сети, что дало нам новое конкурентное преимущество: за короткий срок и при небольших затратах значительно расширилась область покрытия и выросла пропускная способность сети. Также снизилась себестоимость услуг и появилась возможность предоставлять качественные услуги по ценам ниже, чем у многих конкурентов.
В 2004 г. "Р.М.ТЕЛЕКОМ" начала применять оборудование BreezeAccess VL производства компании Alvarion, которое соответствует стандарту pre-WiMAX. Переход в недалеком будущем на стандарт WiMAX может предоставить оператору связи ряд преимуществ: высокая скорость связи, простота в установке оборудования у клиента, его низкая стоимость и т.д. В настоящее время "Р.М.ТЕЛЕКОМ" использует его для подключения клиентов с большим объемом услуг.
В 2005 г. по заказу и при сотрудничестве с "Р.М.ТЕЛЕКОМ" компания Motorola адаптировала оборудование Canopy для радиочастотного диапазона 5,2 ГГц. Оно было выбрано в качестве стандарта для широкополосной радиосети связи. В настоящее время на 150 БС в Москве и Московской области установлено около 350 точек доступа Motorola Canopy.
Сейчас типовая БС "Р.М.ТЕЛЕКОМ" состоит из нескольких устройств Canopy АР, подключенных кабелем Ethernet длиной до 100 м через кластер-модуль к коммутатору. Кластерный модуль устанавливается для минимизации взаимных помех секторов Canopy AP. На одной БС устанавливается в среднем 4 сектора. К каждому сектору подключено в среднем 20 корпоративных клиентов, расположенных на расстоянии до 8 км от БС. Коммутатор Cisco подсоединен к маршрутизатору БС и к магистральному каналу. Последний обычно представляет собой радиорелейную линию связи с пропускной способностью от 10 до 200 Мбит/c, построенную на оборудовании Ceragon, Alcatel и WOCCOM с интерфейсами Ethernet.
Для подключения клиентов в основном применяется устройство Canopy SM, установленное на крыше или фасаде здания клиента и соединенное кабелем Ethernet c маршрутизатором клиента. Роль последнего выполняет либо персональный компьютер с операционной cистемой Unix, либо шлюз AddPac. Для усиления радиосигнала часто используются параболические антенны.
В 2005 г. наша компания начала предоставление услуг цифровой телефонии по радиоканалу. Этому предшествовал долгий период испытаний оборудования и настройки QoS во всей сети связи. В сети БШПД "Р.М.ТЕЛЕКОМ" реализована трехуровневая система обеспечения надежности предоставления услуги: на канальном уровне (протокол STP), на сетевом (протокол OSPF) и на уровне протокола доступа к услугам телефонной сети (альтернативный шлюз). Система QoS обеспечивает соблюдение параметров качества доставки пакетов данных на всем пути их следования, что гарантирует высокий уровень сервиса для пользователей сети. В частности, решение этой задачи дает возможность предлагать сервис телефонии в любой точке сети передачи данных и поддерживать высокое качество передачи речи даже в условиях бурного роста числа пользователей этой услуги.
Предоставление телефонной емкости с высоким качеством пользуется большим спросом со стороны клиентов, так как позволяет получить номерную емкость в любом месте Москвы и Московской области в рекордно короткие сроки. В результате внедрения телефонных услуг наша компания имеет большой приток новых клиентов. Можно сказать, что компания "Р.М.ТЕЛЕКОМ" из провайдера Интернета преобразовалась в традиционного оператора связи, основной бизнес которого – телефонные услуги.
Для удовлетворения растущих потребностей клиентов в объеме услуг Интернета в ближайшие несколько лет компания планирует использование нового радиорелейного оборудования с пропускной способностью до 800 Мбит/с для построения магистральных каналов связи в Московской области. Для решения "последней мили" будет применяться оборудование WiMAX в нетипичных для этого стандарта радиодиапазонах (5,2 ГГц и других), что даст возможность уменьшить стоимость и упростить техническую процедуру подключения клиентов.
В 2008 г. наша компания внедрила систему менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO9001. Он позволяет "Р.М.ТЕЛЕКОМ" демонстрировать своим клиентам способность постоянно поддерживать высокое качество услуг. Высокое качество услуг -это один из главных принципов нашей работы. Поэтому в стратегические планы компании входит не только значительное увеличение объема предоставляемых услуг и внедрение новых телекоммуникационных сервисов, например ТВ, но и дальнейшее повышение качества всех сервисов. Коллектив "Р.М.ТЕЛЕКОМ" считает, что главным конкурентным преимуществом компании в настоящее время является не техническое первенство, не передовой маркетинг и эффективная реклама, а клиентоориентированность. Поэтому наряду с внедрением нового оборудования и новых компьютерных и телекоммуникационных технологий мы уделяем большое внимание повышению качества обслуживания клиента, в том числе и за счет внедрения новых электронных методов работы системы CRM.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2008
Посещений: 7718
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций