Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Трансформация в будущееTransformation into the Future

Отом, какие задачи приходится решать IT-департаменту в свете превращения "Лето Банка" в "Почта Банк" и утверждения новой бизнес-стратегии развития банка до 2023 г., в интервью рассказывает Андрей Фролов, вице-президент, директор по IT ПАО "Почта Банк".

About what challenges is necessary to solve by IT-departments due to the transformation of "Leto Bank" in to "Post Bank" and the approval of a new business development strategy of the bank until 2023, in an interview with says Andrei Frolov, Vice-President, CIO, PJSC "Post Bank".

Андрей Фролов
Вице-президент, директор по IT "Почта Банка"
Andrei Frolov
Vice-President, CIO, PJSC "Post Bank"

– В начале нынешнего года "Лето Банк" был трансформирован в "Почта Банк". Какие изменения в связи с этой трансформацией претерпела IT-инфраструктура банка?
– Трансформация IT-инфраструктуры – это задача не менее масштабная, чем смена бренда, на ее решение требуется существенно больше времени. Сегодня мы модернизируем текущие мощности для обеспечения возможности обслуживания значительно возросшего количества клиентов и транзакций. Этот процесс проходит в два этапа.

Первый этап включает в себя замену основного серверного оборудования, на котором работают СУБД автоматизированных банковских систем (включая главную книгу, расчетный центр и продуктовый бэк-офис), система кредитного конвейера, а также операционный сервер – единое окно, через которое сотрудники банка, операторы contact-центра и кредитные инспекторы осуществляют продажи банковских продуктов и обслуживание клиентов. В рамках первого этапа мы заменили используемые ранее серверы на более мощные решения.

– Чем обусловлен выбор этих решений?
– Перед тем, как сделать выбор, мы проводили нагрузочные тесты, которые показали многократное увеличение производительности систем. В тестировании принимали участие консультанты компаний IBM, Oracle и Ernst & Young, которые пришли к заключению, что это оборудование обладает необходимым запасом мощности для решения наших задач в перспективе до 2023 г.

– А в чем заключается второй этап модернизации?
– На втором этапе мы модернизировали оставшиеся элементы IT-инфраструктуры, включая серверы приложений, различные системы хранения данных и резервного копирования. Все это закрывает потребности "Почта Банка" на несколько лет вперед и позволяет нам производить масштабирование вычислительных мощностей по мере необходимости без замены платформ.


Еще одной важной инфраструктурной задачей является создание резервного дата-центра. "Почта Банк" не может позволить себе рисков, связанных с отсутствием резервирования основного ЦОДа и сбоями в работе инфраструктуры. Поэтому сейчас рассматриваются два варианта: полное резервирование или дублирование и резервирование систем, поддерживающих основные бизнес-процессы, один из которых будет заложен в бюджет 2017 или 2018 г.

– Планируете ли вы в рамках трансформации инфраструктуры внедрять какие-то новые системы или сервисы?
– На момент создания "Почта Банка" весной этого года все, что необходимо с точки зрения IT для розничного направления бизнеса, было уже полностью сформировано. Поэтому сопутствующие системы и сервисы были подвергнуты лишь незначительным косметическим изменениям. Помимо этого, мы активно развиваем аналитическую CRM, внедренную еще в "Лето Банке", которая позволяет нам эффективно наращивать продажи банковских продуктов уже существующим клиентам. Теперь мы развиваем в CRM так называемый событийный маркетинг, который позволяет делать клиентам предложения "не отходя от кассы" – то есть при совершении им какого-либо действия в каком-либо канале. Например, клиент обратился в отделение за выпиской, а в этот момент в CRM-системе генерируется событие и посредством определенных алгоритмов в режиме реального времени производится расчет: можно ли клиенту дополнительно предложить какой-то продукт или услугу. И если можно, то клиент получает это предложение в том канале, через который он в данный конкретный момент обслуживается.

Также мы постоянно улучшаем каналы удаленного взаимодействия с клиентами – мобильный банк и интернет-банк. В частности, мобильное приложение "Почта Банк" попало в ежегодный рейтинг эффективности работы мобильных банков Mobile Banking Rate. Согласно исследованию аналитического агентства Markswebb, наше приложение вошло в тройку лучших продуктов на платформе Apple iOS и в ТОП 10 мобильных банков для Google Android.

– Когда была утверждена новая стратегия?
– Наблюдательный совет утвердил ее в августе. Этот документ комплексно описывает ожидания акционеров и целевые ориентиры деятельности банка, операционную и финансовую модели, а также содержит дорожную карту внедрения стратегических инициатив.

Стратегия предусматривает снижение операционных издержек за счет масштабирования лоукост-модели розничного обслуживания и широкого использования цифровых каналов. Целевыми клиентскими сегментами для "Почта Банка" являются интернет-покупатели, зарплатные клиенты, пенсионеры, а также малый и микробизнес. Стратегия предполагает увеличение клиентской базы банка до 21 млн человек к 2023 г. Она будет формироваться как за счет привлечения клиентов с рынка, так и за счет пользователей услуг Почты России.

За предстоящие семь лет "Почта Банк" намерен войти в число ведущих банков страны по масштабу клиентской базы за счет удобства, качества и технологичности предоставляемых услуг, а также развития каналов дистанционного банковского обслуживания. Кроме того, стратегия предусматривает открытие 26 тыс. точек банка по всей стране, в том числе в Дальневосточном федеральном округе. Мы заблаговременно проработали на операционном уровне все направления и задачи, касающиеся IT, которые могли попасть в финальную версию стратегии, и к моменту ее утверждения мы уже были готовы к реализации намеченных планов.

– Еще в конце прошлого года "Лето Банк" сообщал о внедрении биометрических технологий в своих отделениях. На какой стадии находится этот проект?
– Технология реализована во всех клиентских центрах банка в стрит-ритейле и в отделениях Почты России, где услуги оказывает банковский работник. Она позволяет осуществлять цифровое фотографирование и авторизацию клиентов "Почта Банка" посредством биометрического распознавания лиц. В окнах продаж, где финансовые услуги оказывают почтовые сотрудники, предоставляется ограниченный набор не рисковых банковских продуктов, поэтому биометрическая авторизация там не требуется.

– Какие технологии вы используете для подключения территориально распределенных отделений банка к Интернету?
– Мы гибко подходим к выбору технологий. У нас есть определенные стандарты подключения, базирующиеся на требованиях банковского ПО. Например, для окон продаж, расположенных в отделениях Почты России, достаточно пропускной способности 512 кбит/c на одно окно или банкомат. Это прописано в соглашении с Почтой, которая обеспечивает соответствующий канал для наших сотрудников посредством собственной телекоммуникационной инфраструктуры или арендуемых мощностей. Нам не столь важно, как именно этот канал будет организован. Главное, чтобы он соответствовал нашему требованию к гарантированной пропускной способности.

Строительство собственной оптоволоконной инфраструктуры, на наш взгляд, – это ничем не оправданное расточительство. Кроме того, аренда каналов связи позволяет нам открывать новые отделения в течение максимум двух рабочих дней.

– Как у вас обстоят дела с реализацией поддержки платежной системы "Мир"?
– Как и планировалось, в третьем квартале нынешнего года банкоматы "Почта Банка" начали обслуживать карты платежной системы "Мир". Держатели банковских карт "Мир" могут снимать наличные по всей нашей банкоматной сети во всех регионах присутствия "Почта Банка". В будущем доступный им функционал будет расширен за счет оплаты услуг и других возможностей.

– Для интернет-покупок "Почта Банк" предлагает специальный продукт – виртуальную банковскую карту, которую может получить любой пользователь без предъявления каких-либо документов. Каким образом обеспечивается безопасность использования этого продукта?
– Если пользователь, не являющийся нашим клиентом, регистрируется в личном кабинете на сайте банка или в мобильном приложении, на него тут же автоматически заводится предоплаченная виртуальная карта. Она не персонализирована и не является кредитным инструментом. Это, по сути, дебетовый онлайн-кошелек. Пользоваться им можно лишь в авторизованной зоне личного кабинета, которая защищена логином с паролем и одноразовыми кодами подтверждения, приходящими посредством SMS на указанный при регистрации мобильный телефон. Пока что мы считаем эти меры более чем достаточными для данного продукта.

– На одном из профильных отраслевых форумов президент-председатель правления "Почта Банка" Дмитрий Руденко заявил, что успешное будущее ждет те банки, которые отдадут все непрофильные активы на аутсорсинг. Какие IT-задачи вы уже решаете с привлечением аутсорсеров?
– Мы полностью отдали на аутсорсинг обслуживание IT-инфраструктуры нашему партнеру – IT-интегратору. Также мы перевели на аутсорсинг поддержку пользователей и сервисы печати в головном офисе и регионах, услуги процессинга, разработку ПО. Наша операционная модель – один из ярких примеров использования аутсорсинга на российском рынке.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2016
Посещений: 2615

  Автор

Андрей Фролов

Андрей Фролов

Вице-президент, директор по IT "Почта Банка"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций