В рубрику "Практикум" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Основные коммерческие интересы операторов спутниковой связи заключаются в получении дохода от предоставления в аренду спутниковой емкости и оказания услуг связи различным потребителям. Кроме того, важным моментом в данном бизнесе является сохранение своей клиентуры и расширение рынка предоставляемых услуг и клиентской базы. Подвержены ли данные коммерческие интересы рискам и надо ли от них защищаться, а если надо, то каким образом?
1. Защитой от потери дохода при полной или частичной гибели спутника может являться либо наличие в данной позиции геостационарной орбиты другого спутника, способного заменить погибший, либо страхование потери дохода.
2. Защитой от увеличения арендной платы является предоплата связной емкости на спутнике на период реализации того или иного проекта.
3. Защитой от ценового демпинга может служить антидемпинговое соглашение между операторами.
4. Защитой от возникновения косвенных издержек, связанных с переходом с одного спутника на другой, может служить:
5. Защитой от невозврата банковского кредита может служить полис страхования потери дохода вследствие полной или частичной гибели спутника.
Как видно из предварительной оценки рисков, доходы операторов спутниковой связи зависят от многих факторов, и в том числе от количества КА в орбитальной группировке, их технического состояния, степени загрузки, наличия или отсутствия на них свободной емкости и стоимости аренды транспондеров. Попробуем в общих чертах оценить их состояние. В настоящее время российские операторы спутниковой связи в основном используют следующие КА:
КА типа "Экспресс-А" |
2
|
КА типа "Экспресс-АМ" |
6
|
КА типа "Экспресс-МД" |
1
|
КА Bonum-1 |
1
|
КА Eutelsat W4 |
1
|
КА типа "Ямал-200" |
2
|
КА ABS-1 |
1
|
КА Intelsat-15 |
1
|
Итого |
15 КА
|
Анализ технического состояния орбитальной группировки показывает, что из данной группировки 3 спутника находятся за пределами гарантийных сроков эксплуатации. КА ABS-1 и Eutelsat W4 находятся на заключительных этапах САС.
Что касается орбитальной группировки КА "Экспресс-AM", то здесь положение довольно сложное. Из табл. 1 видно, что на КА "Экспресс-AMI" и " Экспресс-АМ2" произошли отказы, приведшие к невозможности использования их по целевому назначению в полном объеме. Состояние КА "Экспресс-АМ22" и "Экспресс-АМЗ" несколько лучше исключительно благодаря заложенной в конструкцию КА идее функционального резервирования и самоотверженной работе специалистов ЦУП ГПКС и ОАО "ИСС им. Решетнева". И только КА "Экс-пресс-АМЗЗ" и "Экспресс-АМ44" находятся в хорошем состоянии, хотя незначительные замечания есть и у них.
Что касается КА "Ямал-200", то в последнее время их состояние является стабильным, хотя в начальный период эксплуатации имели место потери ориентации КА из-за отказов гироскопических измерителей вектора угловых скоростей (ГИВУС) как на "Ямал-201", так и на "Ямал-202".
Из иностранных спутников, используемых российскими операторами, самым надежным в настоящее время является Intelsat-15. Eutelsat W4, несмотря на почтенный возраст - 10,5 года, продолжает функционировать без существенных замечаний. Спутник ABS-1 имеет замечания к СЭП, однако используется полностью и без ограничений.
Примечание*/**: | |
Расшифровки аббревиатур к таблицам 1 и 2 | СОС — система ориентации и стабилизации; |
БЦВК — бортовой цифровой вычислительный комплекс; | СК — система коррекции; |
КИС — командно-измерительная система; | СЭП — система электропитания; |
БАТС — бортовая аппаратура телесигнализации; | БРК — бортовой ретрансляционный комплекс. |
Анализ загрузки спутников, проведенный по материалам открытой печати, является достаточно приблизительным, однако с уверенностью можно сказать, что такие спутники, как "Экспресс-АМЗЗ", "Экспресс-АМ44", "Экспресс-АМЗ", "Экспресс-АМ22", "Экспресс-МД1", Bonum-1 и Eutelsat W4, загружены более чем на 90% своей емкости. Спутники "Экспресс-А2" и "Экспресс-А4" загружены приблизительно на 40-50%. Спутник ABS-1 по Ku-диапазону загружен на 100%, по С-диапазону - на 30%.
Попытка хотя бы приблизительно прикинуть объем дохода, полученный различными операторами, успеха не имела, поскольку данная информация является коммерческой тайной и зависит от многих факторов. Единственное, что удалось установить, - доход, получаемый от одного транспондера (Ки или С) колеблется от $1 до 2 млн.
Каким образом может измениться ситуация с емкостью спутниковой связи, мы можем увидеть из планов ГПКС, представленных в табл. 3.
На период 2011-2013 гг. запланировано 8 запусков КА, и первый из них - КА "Экспресс-АМ4" - предполагается запустить во второй половине 2011 г. С появлением данного спутника ситуация должна существенно улучшиться, но до этого момента она будет оставаться напряженной.
1. Какой информацией должен располагать страхователь (оператор) перед заключением договора страхования? Техническое состояние космического аппарата на дату начала ответственности страховщика, включая дату запуска, бюджеты (запасы) по энергетике, топливу, а также отказы и аномалии, произошедшие на КА до начала страхования.
Получаемые доходы - договоры и контракты, заключенные между страхователем и арендодателем спутниковой емкости (с владельцем спутника или транспондера), а также между страхователем и его клиентами, которым он предоставляет услуги в оплачиваемый период.
2. В каком случае страхователю выплачивается страховое возмещение? При подаче заявления на выплату страхового возмещения страхователь должен предоставить следующие документы, подтверждающие потерю дохода:
Данный вид страхования прошел апробацию международного страхового рынка при выплатах страхового возмещения, связанного с полной гибелью КА "Экспресс-АМН" и частичной гибелью КА "Экспресс-АМ2". Компания GTSS получила возмещение в размере $4 435 799 при потере дохода от эксплуатации транспондеров на КА "Экпресс-АМН" в 2006 г. и в размере $146 511 при возникновении перерывов в работе КА "Эк-спресс-АМ2".
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2011
Посещений: 7136
Автор
| |||
В рубрику "Практикум" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций