В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Судя по всему, в самое ближайшее время нас ожидает переход телевидения на качественно новый этап. Телевидение сверхвысокой четкости (UHDTV) может стать реальностью уже в 2015–2016 гг. Разработка и организация вещания UHDTV ведется в нескольких лабораториях в США, Европе, Японии, Южной Корее и России. Нет никакого сомнения в том, что в борьбе за новый формат схлестнутся интересы крупных корпораций и ведущих технологических держав.
Apparently, in the near future we can expect the transition of television on a new stage. Ultra High Definition Television (UHDTV) could become reality in 2015–2016 years. Development and organization of UHDTV broadcasting underway in several laboratories in the United States, Europe, Japan, South Korea and Russia. There is no doubt that large corporations and leading technological powers interests lock together in the struggle for a new format.
Кажется, в 2014 г. привычное нам телевидение начало упираться в потолок собственных возможностей. Активный рост числа потребителей цифрового ТВ, начавшийся в самом начале XXI века, достиг своего "экватора". Так, согласно докладу Digital TV Research, к концу года к цифровому телевидению во всем мире будет подключен уже миллиард домохозяйств. Конечно, проникновение "цифры" в разных странах сильно разнится в зависимости от уровня экономики: от 97,1% в США до 13% в Сальвадоре, однако понятно, что дальнейшее развитие рынка может быть связано только с внедрением высококачественного телевизионного стандарта в странах, уже развитых в технологическом отношении, стандарта, который по своим параметрам будет превосходить ставший уже привычным Full HD.
Именно таким стандартом представляется телевидение сверхвысокой четкости Ultra HD, рекомендация по использованию которого была утверждена МСЭ два года назад. Революционный стандарт предполагает разрешение экрана не менее 8 мегапикселей (3840×2160) при классическом соотношении сторон 16:9. Нетрудно подсчитать, что UHDTV превосходит HDTV (2 мегапикселя) по своим параметрам в 4 раза, а SD (0,4 мегапикселя) – в 20 раз!
При этом высокое разрешение – не единственная сильная сторона Ultra HD. Новый стандарт предусматривает кадровую частоту до 120 кадров в секунду, 12-битный цвет и цветовой охват, закрывающий 75,8% цветового пространства. Ставший уже привычным формат Full HD обходится 8-битным цветом, частотой 60 кадров в секунду и покрытием в 35,9% цветового пространства. Проще говоря – Ultra HD поддерживает почти 69 млрд цветов против текущих 16,7 млн в 8-битных устройствах! Говоря максимально просто – Ultra HD-устройства обладают космически красивой цветопередачей.
По своим техническим параметрам Ultra HD приблизительно соответствует 4K-проекторам, устанавливаемых сейчас в цифровых кинотеатрах IMAX. Отсюда и второе название минимального разрешения для Ultra HD – 4K. Максимальное же – 8K, или Super Hi-Vision – предполагает уже 7680×4320 точек. Телевидение такой фантастической четкости включает в себя и стереоэффект, т.е. внедрение Ultra HD даст еще и толчок развитию лентикулярной и барьерной технологий, позволяющих получить объемную картинку без использования 3D-очков.
В своей основе UHD-стандарт разработан японской государственной телекомпанией NHK. В этом нет ничего удивительного – Страна восходящего солнца начала разработку телевидения высокой четкости еще в 1961 г. и долгое время убеждала мировое сообщество признать международным HD-стандартом еще аналоговый стандарт NHK.
Необходимо понимать: в существующем виде стандарт Ultra HD выгоден, прежде всего, японским производителям электроники. Sony, Toshiba, Panasonic давно уже ориентируются на продажу в основном широкоэкранных панелей. Более того, специалисты прочат большое будущее лазерным проекторам. Так, например, представленный Sony на CES-2014 короткофокусный лазерный проектор Life Space UX способен проецировать высококачественное изображение Ultra HD диагональю от 66 до 142 дюймов на обычную белую стену. На той же выставке была представлена и вполне доступная по цене UHD-камера всего за 2000 долларов. С организацией телевещания в Японии тоже все хорошо благодаря NHK, поэтому японское правительство публично заявило о запуске полноценного 4K-вещания с начала 2016 г., а к Олимпийским играм 2020 г. в Токио – уже в формате 8K.
К концу 2015 г. планирует ввод UHDTV в коммерческую эксплуатацию и Южная Корея. У LG Electronics, Samsung и других крупных компаний, специализирующихся на производстве и продаже бытовой электроники, все тот же интерес – продать как можно больше телевизоров, поддерживающих UHDTV. Так, на CES LG представил сразу две OLED-модели с поддержкой Ultra HD: 77-дюймовую с регулируемым изгибом краев и 105-дюймовую плоскую. Samsung также представил 85-, 105- и 110-дюймовые Ultra HD-модели.
Вряд ли такой агрессивный маркетинг нравится Европе, уже однажды пытавшейся конкурировать c Японией в конце 1980-х за первенство в области HD-стандартизации. У Европы есть свой опыт и свои финансовые и технологические ресурсы. Так, во время летних Олимпийских игр 2012 г. стандарт 4K был публично продемонстрирован BBC, которая установила 15-метровые экраны в Лондоне, Глазго и Брэдфорде, чтобы зрители могли оценить спортивные состязания непосредственно в прямом эфире. И одной Британией дело не ограничивается. Франция, например, также тестировала трансляцию в формате Ultra HD и тоже со спортивного мероприятия – с "Ролан Гарроса".
Однако еще большую ставку на Ultra HD делают европейские операторы спутниковой связи. SES и Eutelsat обладают внушительными спутниковыми группировками (более 90 спутников на двоих), которые способны донести сигнал до 99% жителей планеты. Обе компании уже запустили на своих спутниках демонстрационные UHD-каналы. В этом году совместно с Eurovision SES вел трансляции отдельных матчей Чемпионата мира по футболу в Бразилии, используя три своих спутника в Западном полушарии и телепорт в Манассасе (это город в США, не путайте его с бразильским Манаусом).
В отличие от SES Eutelsat больше ориентируется на Восточную Европу. У французской компании здесь прочные партнерские связи, прежде всего с российскими спутниковыми операторами "Триколор ТВ" и НТВ-ПЛЮС. Именно при поддержке Eutelsat "Триколор ТВ" организовал первую российскую публичную трансляцию в формате Ultra HD 27 июня 2013 г. – день, который по праву может считаться днем рождения российского телевидения сверхвысокой четкости, – с учетом еще и того, что демонстрационный ролик в 4K-формате был снят специально для трансляции российским же телеканалом RTG. НТВ-ПЛЮС также провел тестовое вещание в формате Ultra HD, но на полгода позже, с церемонии открытия Олимпиады в Сочи.
Не стоит сбрасывать со счетов в этой гонке сверхвысокой четкости и американские компании, в первую очередь – Apple, вот уже несколько лет пытающуюся запустить свой собственный проект iTV. "Яблочный" телевизор предполагалось сначала сделать сенсорным, потом от этой идеи вроде как отказались в пользу технологии "захвата движения" и голосовой поддержки, – но так или иначе проект, что называется, "тормозит", во-первых, по причине того, что Apple своими патентными войнами настроил против себя производителей UHD-экранов, а во-вторых, из-за некоторого разброда и шатания в компании после ухода из жизни Стива Джобса.
Основная проблема, мешающая реализовать полноценное Ultra HD-вещание, – отсутствие качественного контента как такового. В данный момент существует только один художественный фильм, который был изначально снят на 4K-камеру, – это вышедшие в прокат летом этого года "Трансформеры: Эпоха истребления". Все остальное – студийный апскейл или ремастеринг.
Вторая проблема – все-таки очень незначительная еще база UHD-телевизоров в мире и высокая цена на них. Во втором квартале 2014 г., по данным NPD DisplaySearch, было продано 2,1 млн UHD-телевизоров. Однако около двух третей этих продаж идет в Китай, Японию, Южную Корею и другие восточноазиатские страны. Чтобы успешно продавать UHD-телевизоры на других рынках, азиатским вендорам нужно заключать союз с массовыми телеоператорами вроде BSkyB или "Триколор ТВ", абонентская база которых превышает 10 млн платящих абонентов, иначе игра просто не стоит свеч.
И, наконец, третья проблема – собственно сложность организации UHD-вещания через спутник или кабель. Понятно, что нужно использовать утвержденный в 2013 г. формат сжатия HEVC/H.265, но не очень понятно, где взять оборудование для такого вещания. Очевидно, необходима серьезная поддержка со стороны производителей, уже зарекомендовавших себя в HD-сегменте: Harris, Ericsson, Harmonic и т.д.
Как бы там ни было, совершенно очевиден тот факт, что телевидение в формате Ultra HD станет реальностью уже через год–два. Скорее всего, в этом сегменте мы увидим тесные связки производителей телевизоров и операторов, подобно тому, как на заре рождения кинематографа существовали дружеские отношения между голливудскими студиями и владельцами кинотеатров. Телевидение сверхвысокой четкости уже есть, вопрос исключительно в том, во сколько оно обойдется конечному потребителю.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2014
Посещений: 18103
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций