В проекте участвуют ФНС, Минпромторг, Минздрав, Росздравнадзор, ФТС, Минфин, Минсвязь, его суть — охват маркировкой всех лекарств, находящихся в обороте, к 31 декабря 2018 года.
Как сообщили в ФНС, 1 июня начат добровольный эксперимент по маркировке лекарств, в нем участвуют 16 организаций — производители, дистрибьюторы, аптечные сети, лечебные учреждения — и 12 препаратов. На каждую упаковку производители нанесли уникальный код с описанием наименования, дозировки, веса, объема, бренда, условия и формы отпуска, цены, срока действия регистрации и производителя.
Главная новация маркировки лекарств — принцип двойной записи: на каждом этапе передачи товара все стороны подтверждают его отгрузку и получение. Лекарства отслеживаются на этапе ввода в оборот, в процессе оборота и при выводе из него — не только при отпуске в розницу, но и при отборе образцов для экспертизы и при уничтожении.
Маркировка может решить проблемы "повторного вброса" лекарств, нелегального ввоза, контрафакта и фальсификата. Кроме того, государство сможет оперативно управлять поставками и моментально выводить из оборота недоброкачественные партии. Потребители же смогут проверить легальность препарата — в ФНС уже демонстрируют приложение для смартфона, считывающее код на упаковке: в случае его отсутствия в базе можно сразу написать жалобу в Росздравнадзор.
С 1 сентября межведомственный обмен информацией по маркировке лекарств перейдет в автоматический режим, а к 1 февраля 2018 года правительство подведет итоги эксперимента. Следующий год уйдет на определение порядка и распространение маркировки на 100% лекарственных препаратов — по данным Росздравнадзора, это около 7 млрд упаковок в год.
Затраты производителей на маркировку в Росздравнадзоре затрудняются оценить. Оценки, которые называют производители,— от 2–2,5 млн руб. на обустройство линии до 13–14 млн руб. на высокопоточную линию. На этапе пилота должно быть отмаркировано около 10% рынка в стоимостном выражении.