Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новое российское телевидение. "Цифра" платная и бесплатная


26.10.2006

Новое российское телевидение. "Цифра" платная и бесплатная

Телевидение для наших сограждан уже давно стало основным источником информации и развлечением, а телевизор – членом семьи. Правда, смотреть более 5 каналов имеет возможность треть населения России, остальные – получают от 1 до 4 каналов. В перспективе же их будут десятки, а рынок этих услуг составит миллиарды долларов в год.

Отрасль платного телевидения в России интересует всех – от потребителей до телевещателей и операторов связи. Избалованные разнообразием телеканалов зрители хотят еще более расширить число просматриваемых программ, а неизбалованные – получить второй-третий-четвертый телевизионный канал. Инвесторы, видя интерес публики, начинают вкладывать средства в развитие этого бизнеса, и уже два крупнейших холдинга заявили о возможном – в 2008 г, например – размещении на открытом рынке /IPO/ акций своих медийных компаний.

Говоря о платном телевидении сейчас, мы в первую очередь, подразумеваем спутниковое, кабельное ТВ и IP-телевевидение.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting, сейчас рынок платного кабельного и спутникового ТВ делится следующим образом: 31 проц – у "НТВ+", 21 проц – у "Нафта-Москва", 11 проц – у "Система Масс-медиа" /дочка "АФК "Система"/, 3 проц – у "Ренова-Медиа", и на остальных операторов приходится 34 проц.

Динамика доходов от услуг спутникового и кабельного ТВ в России (данные iKS-Consulting)

2003 г    -  150 млн долл

2004 г    -  280млн долл

2005 г    -  360 млн долл

2006 г    -  450 млн долл  /прогноз/

Как отмечают аналитики, рынок услуг платного ТВ растет медленнее, чем ожидалось ранее. Это связано, в том числе, и с тем, что население в крупных городах имеет в своем распоряжении некоторое /а в мегаполисах – больше 5/ количество бесплатных аналоговых каналов с хорошим качеством "картинки". Поэтому у кабельных и спутниковых операторов гораздо больше возможностей развить свой бизнес там, где есть 2-3 бесплатных канала, чем в городах, где количество таких каналов больше пяти.

Эксперты единодушно отмечают, что сейчас на рынке кабельного ТВ основной тенденцией является процесс слияний и поглощений. Эта тенденция сняла с повестки дня вопрос нехватки инвестиций в этот сегмент рынка. В медийный бизнес пришли крупные компании, которые занимаются приобретениями на рынке, а также инвестируют большие средства в модернизацию и развитие сетей. В частности, в 2005 г инвестиции на рынке кабельного ТВ выросли в 2 раза до 100 млн долл.

Весь период 2005-2006 гг рынок платного ТВ в России характеризуется процессами слияний, поглощений и глобализации. В частности, рынком кабельного телевидения заинтересовались АФК "Система", группа компаний "Ренова" и "Нафта-Москва". И хотя на рынке кабельного ТВ работает более 3 тыс операторов, основными игроками, по мнению вице-президента Ассоциации кабельного телевидения России, гендиректора ЗАО "Мультирегион" Сергея Дмитриева, пять компаний: АФК "Система", "Нафта-Москва", "Ренова-Медиа", "ЭР-Телеком", "Мультирегион".

Еще одно направление платного ТВ - интернет-телевидение /IP-ТВ/.

Услугу IP-ТВ предоставляют операторы широкополосного доступа в Интернет или компании, занимающиеся агрегацией и созданием контента, которые арендуют у операторов сети для доставки своего сигнала. По данным аналитиков J-son&Partners, сейчас в России около из всех подключенных к Интернету домохозяйств 35 проц подключены с использованием широкополосного доступа. Это не означает, что у всех 35 проц Интернет-пользователей есть возможность смотреть телевизионные каналы. Услуга IP-ТВ предоставляется гораздо меньшему количеству абонентов. Так, по всей России, как прогнозируется, к концу 2006 г число абонентов IP-ТВ составит всего 70 тыс, а концу 2007 г их будет около 130 тыс.

Другими словами, сейчас платное телевидение у нас в стране есть, однако объем этого рынка крайне невелик, и - при сохранении нынешнего положения дел – нет предпосылок к его резкому росту.

Однако, для отечественного телевидения наступают новые времена. К 2017 г наша страна должна перейти на систему трансляции телесигнала в цифровом формате. И здесь речь идет уже не о сотнях миллионов, а о десятках миллиардов долларов. Потому что цифровыми станут не только перечисленные выше нишевые сегменты телевещания, а и вся общенациональная система эфирного вещания.

О миллиардах долларов немного позднее, а теперь о том, как в России обстоят дела с цифровым ТВ сейчас.

По оценке специалистов, по-настоящему цифровых систем ТВ – таких, чтобы все участники сети принимали, обрабатывали и посылали цифровой сигнал – нет пока что ни у одного оператора. Поэтому, наверное, в настоящее время можно говорить об условно цифровом телевидении, когда в доставке сигнала к абоненту сочетаются цифровые и аналоговые технологии.

По данным С.Дмитриева, сейчас российский рынок цифрового ТВ по способу доставки сигнала делится следующим образом: 40 проц приходится на сети коллективного приема ТВ /антенна на подъезд/, 15 проц – на крупные сети коллективного приема ТВ, 25 проц – на гибридно-волоконные кабельные сети, 1 проц – на IP-ТВ /передача ТВ-сигнала по интернет-протоколу/, 5 проц – на MMDS /стандарт эфирного ТВ/. Спутниковое цифровое ТВ, как сказал С.Дмитриев, занимает "единицы процентов".

С завершением же перевода всей системы эфирного телевещания в цифровой формат, все телезрители России станут потребителями услуг цифрового ТВ. Это более 140 млн человек, учитывая, что телевизор у нас начинают смотреть еще не научившись говорить, и так и смотрят всю жизнь.

К чему это приведет.

Прежде всего, технологические особенности стандарта цифрового телевещания DVB-T таковы, что на полосе частот, которая сейчас позволят транслировать в эфир два телеканала, в цифровом формате можно будет транслировать двенадцать каналов. Другими словами, даже если число доступных для телевещания частот не изменится, возможности трансляции по числу каналов в каждом городе вырастут в 6 раз. А если учесть, что объем частотного ресурса, выделяемого под эфирное цифровое ТВ, скорее всего, увеличится, то число телеканалов в эфире может вырасти в десятки раз. То есть, в Москве может быть около сотни каналов, а там, где сейчас два – будет не менее 12-ти.

Теперь про миллиарды.

Прежде всего, переход на цифровое ТВ – это не менее 60 миллионов приставок, необходимых, чтобы зрители могли принимать цифровой сигнал на имеющиеся у них аналоговые телевизоры. Средняя цена приставки 100 долл, то есть, только приобретение населением приставок приведет на рынок 6 млрд долл. А есть еще оборудование для самих трансляционных сетей, стоимость которого совокупно в масштабах страны составит примерно еще столько же. И все это – только на стадии развертывания систем цифрового ТВ.

Но когда системы будет развернута и дело дойдет до предоставления услуг, речь будет идти о не меньших деньгах. Причем источников этих немалых денег будет два: абонентская плата за услуги и поступления от рекламы.

Приняв, что средний доход от одного абонента платного ТВ будет таким же, как сейчас, и что только половина российских телезрителей будут согласны пользоваться платными телеканалами, мы получаем огромную цифру доходов от услуг платного ТВ в месяц, равную не менее 600 млн долл или 7,2 млрд долл в год. Поучаем, таким образом, объем рынка, сравнимый с рынком сотовой или фиксированной связи.

И это еще не все: с увеличением числа транслируемых в эфир телеканалов, рынок телевизионной рекламы вырастет также многократно. Конечно, увеличение числа каналов в 6 раз не означает роста рекламного рынка тоже в 6 раз, так как цены на телерекламу, скорее всего, снизятся. Но объем рынка, совершенно точно увеличится. На сколько именно, сказать сейчас точно трудно, но то, что объем ТВ рекламы будет больше, чем в 2005 г, когда он составил 2,5 млрд долл – несомненно.

Учитывая все эти обстоятельства, достаточно уверенно можно предположить, что после 2017 г доходы от основных и сопутствующих услуг платного ТВ в России составят не менее 10 млрд долл в год.

Вопрос – останется ли в России после внедрения цифрового ТВ возможность смотреть бесплатные телеканалы?

Останется.

В настоящее время представители заинтересованных ведомств – Министерства культуры массовых коммуникаций, Министерства информационных технологий и связи и других – активно обсуждают различные аспекты создания системы цифрового телевещания. Один из вопросов – доступ населения к бесплатным телеканалам. При некоторых различиях в точках зрения на этот вопрос, существует общее мнение, что обязательно должен быть обеспечен доступ к так называемому "социальному пакету" телеканалов, в который войдут, вероятно, каналы федерального масштаба – "Первый", "Россия", НТВ, "Культура" и тд.

Этот пакет займет не более половины частотного ресурса только в одной полосе частот, а если их будет хотя бы три в каждом городе – то этот ресурс позволит выходить в эфир не менее, чем 30-ти коммерческим телеканалам. Поэтому доступ к многосотмиллионной аудитории получат каналы, которые сейчас и не мечтают выйти за пределы "дециметровой ниши" в одном городе.

Перспективы у такого рынка – и творческие, и идеологические, и финансовые – просто головокружительные.

Именно ввиду серьезности вопроса весной 2006 г в России была создана Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания в РФ до 2015 г под руководством вице-премьера Дмитрия Медведева. Комиссия уже больше полугода дорабатывает проект Концепции развития телерадиовещания в РФ до 2015 г. Работа идет непросто, так как возникает много непростых вопросов, от ответов на которые многое зависит в развитие цифрового телевидения в стране. Однако это работа будет так или иначе, но обязательно завершена, потому что Россия просто должна к 2017 г внедрить цифровое вещание, в соответствие с документами Международного союза электросвязи.

Пока рынок с нетерпением ждет результатов этой работы, операторы начали достаточно активно развивать элементы инфраструктуры цифрового вещания. Что, впрочем, понятно: к такому пирогу опоздать будет очень обидно.

 

ПРАЙМ-ТАСС