Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Не прячьте ваши денежки


21.12.2006

Не прячьте ваши денежки

Думаете, мы слишком привыкли смотреть телевизоры "на халяву"? Напротив, рынок платного ТВ растет как на дрожжах, а россияне готовые платить за телеконтент, разбиваются о статистику подключений к платному ТВ.

 

Россия одна из немногих стран, где сериалы с зашкаливающими рейтингами вроде "Секс в большом городе", "Тюрьма Оз" и "Клиент всегда мертв" показал один из федеральных каналов. То есть увидеть фильмы смогли все желающие и совершенно бесплатно. Настоящий коммунизм! В США, к примеру, эти сериалы производит и транслирует кабельный канал Home Box Office (НВО), подписка на который обходится абонентам в $10 ежемесячно (причем получать пакет с НВО можно как по кабелю, так и через спутниковую тарелку или ADSL кому как удобно).

Денег не жалко

По мнению президента ОАО "Центральный телеграф" Ваагна Мартиросяна, множество каналов, транслирующих контент высокого качества, являются сдерживающим фактором для развития платного телевидения в России. "Есть очень немного стран, где телевизионные каналы бесплатно транслируют рейтинговые программы вроде гонок „Формула 1" или чемпионата мира по футболу. Как правило, такие трансляции выкупают платные каналы, они привлекательны не только интересным и оригинальным контентом, но еще и отсутствием рекламы. Ведь смотреть фильмы с длинными перерывами на рекламу, в процессе которых можно забыть, о чем, собственно, фильм, нравится далеко не многим", говорит Мартиросян.

Впрочем, статистика показывает: сейчас в России проникновение платного телевидения набирает обороты, прибавляя по 40 45% в год. По данным J’’Son&Partners, около 3,2 млн. российских домохозяйств платят за услугу платного телевидения (сюда входит спутниковое и кабельное ТВ, решения на базе MMDS и IPTV телесигнал по интернет- протоколу). То есть проникновение платного телевидения по России в целом охватывает около 3% от всех домохозяйств. Тогда как в США, например, около 90% домохозяйств покупают подписку на некоторые каналы. Существующий сейчас уровень проникновения платного ТВ это максимум, на который способен российский рынок в настоящее время. "Темпы роста рынка очень высоки, но ряд негативных факторов не позволяет расти еще быстрее: уровень доходов населения, отсутствие привычки смотреть специализированные каналы из-за того, что есть 10 15 практически бесплатных, кроме того, существует стереотип о дороговизне услуг платного ТВ (сформированный примерно 5 7 лет назад, когда оно было еще „игрушкой для богатых"), хотя сейчас цена снизилась в среднем до $20 за пакет из 50 каналов", говорит начальник пресс-службы "МТУИнтел" (бренд "Стрим") Евгений Рябовол.

Регион-ТВ

В США соотношение спутникового и кабельного ТВ примерно 50/50, в Европе больше развито кабельное телевидение и IPTV через ADSL (по телефонной "лапше", как сейчас это делает "Стрим"), так как там лучше развита телефонная сеть и меньше расстояния. "В России же с нашей огромной территорией все не так просто. В большинстве своем сейчас развиты кабельные сети, хотя, казалось бы, расстояния обязывают развивать спутниковое ТВ. Однако так сложилось, что до сих пор никто не смог реализовать концепцию спутникового ТВ как массовой услуги. Все операторы спутникового ТВ до сих пор сосредоточивались на так называемом премиальном сегменте аудитории, а для продвижения в российские регионы это не очень подходит", рассуждает заместитель генерального директора, директор по развитию "МТУ-Интел" Сергей Плотников.

Между тем именно регионами, как это ни странно, прирастает бизнес платного ТВ. Сейчас, по данным J’’Son&Partners, в сумме на Москву и Петербург приходится менее 10% от общего объема абонентской базы платного телевидения. А если считать только кабельное ТВ, без спутникового сегмента, то доля Москвы и Питера и вовсе составит около 6%. Такие города, как Уфа, Казань, Пермь, вполне сопоставимы с двумя столицами по количеству абонентов кабельных каналов.

"Объясняется все просто. Во-первых, в Москве достаточно бесплатных каналов, которые транслируются в приемлемом качестве и покрывают потребности большинства. Во-вторых, в Москве много альтернативных вариантов для времяпрепровождения.

Идеальные же условия для развития платного ТВ в сибирских нефтедобывающих городах: там суровый климат, высокие доходы и мало развита культурно-развлекательная сфера", рассуждает аналитик J’’Son&Partners Борис Овчинников.

Лучшие по ARPU

Среди "платников" крупнейшими игроками в России являются АФК "Система", которой принадлежат Объединенные кабельные сети (консолидируют отдельные региональные сети в Татарстане, Тюменской области, Перми, Самаре и др.), ряд других региональных активов и "Стрим-ТВ" в Москве. Помимо "Системы" платное ТВ предоставляют "НТВ+", "Космос ТВ", "Комкор-ТВ", "Телеинформ", "Мостелеком", ТКТ и "Телекс" (две последние работают на рынке Санкт-Петербурга).

Платное телевидение сегодня один из немногих сегментов телекоммуникационного рынка, в котором средняя доходность с одного абонента (ARPU) не падает (как у сотовых операторов и интернет-провайдеров) и не держится на стабильном уровне (как у операторов фиксированной связи), а постоянно растет!

"Причины в том, что, во-первых, постепенно повышаются тарифы, во-вторых, абоненты со временем переходят с социального пакета или самых дешевых базовых пакетов на более дорогие предложения, где есть премиальные каналы: спорт, эротика и так далее", говорит Борис Овчинников.

Да, этот рынок действительно уникален! Мало того, что основные деньги приносят регионы (а не столицы, как обычно), так еще и ARPU на нем устойчиво растет!

Причем эксперты предрекают, что развитие платного телевидения в России будет продолжаться семимильными шагами. И одна из первых причин технологическая. Новые стандарты вещания открывают дорогу к телевидению высокой четкости HDTV ("НТВ+", к примеру, планирует транслировать некоторые передачи в высоком разрешении) и новым интерактивным сервисам (скажем, это может быть обсуждение транслируемой в реальном времени передачи или фильма с родственниками, находящимися от вас за тысячи километров в режиме видеочата). "Платники" делают большую ставку и на сервис "видео на заказ", привычную посетителям отелей: за $2 5 в любое удобное время можно посмотреть выбранный вами фильм, включая голливудские новинки.

Самое интересное, что все эти услуги уже не просто "технологии будущего", а реально действующие сервисы, которые определенно внесут свою лепту в растущий ARPU платных телеканалов.

Bussiness Week