Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IPTV приживается в России


15.02.2007

Освоение IP-телевидения особенно оживленно идет в Европе, но и в России в последнее время интерес к этой альтернативной форме вещания значительно вырос.

Большинство ключевых мировых производителей телекоммуникационного оборудования начали активно продвигать решения в этой области. "Основное преимущество IPTV — это возможность реализации услуги Video-on-Demand и других интерактивных сервисов, которые совместно с повышением качества медиауслуг могут вывести IPTV в лидеры этого рынка по отношению к кабельным сетям и спутниковому телевидению", — считает Андрей Степанов, советник генерального директора компании "Синтерра". Согласно исследованиям этой компании Video-on-Demand в Московском регионе интересует более 70% потенциальной аудитории платного телевидения, а в регионах этот сервис будет востребован у более чем 30% пользователей. Причем, эта группа потребителей готова заказывать эти услуги не менее трех раз в неделю.

Среди областей применения решений IPTV — организация платного интерактивного телевидения с предоставлением клиентам услуг широкополосного доступа (по MetroEthernet, xDSL, FTTH и т. д.); организация платного интерактивного телевидения в гостиничных комплексах с интеграцией со службами гостиничного сервиса; организация корпоративных телевизионных систем с решением задач оповещения, безопасности, образования, информации, связи, развлечений.

Как отметили участники круглого стола "Платное телевидение в России", прошедшего 5 февраля в рамках выставки CSTB-2007, с развитием IPTV появляется возможность рассматривать телевизор как информационный и коммуникационный центр.

"В каком-то смысле IPTV может оказаться второй волной глобальной IP-перестройки, если под первой понимать развитие IP-телефонии в мире, — считает Игорь Масленников, президент компании CTI. —  Преимуществ у IP перед другими технологиями доставки ТВ сигнала нет. Преимущество IPTV лежит в другой плоскости.  IPTV — это не воспроизведение существующих телевизионных бизнес-моделей — эфирного, кабельного или спутникового телевидения. Это возможность строить новые бизнес-модели за счет „врожденной" интерактивности IPTV и интеграции различных информационно-коммуникационно-образовательно-развлекательных услуг на базе IP-технологий".

"Врожденная" интерактивность IPTV означает, что практически впервые у "медийщиков" (тех, кто создает и распространяет контент) появляется возможность не только знать кто, что и когда смотрит (этой возможности в "традиционном" телевидении нет, и она сама по себе дорогого стоит), но и взаимодействовать с абонентами IPTV в реальном времени, реагируя на их поведение. С развитием IPTV появляется возможность рассматривать телевизор как "живое окно" в мир, как медиа, информационный и коммуникационный центр. Интерактивные информационные сервисы: справки, погода, расписания — то, что сегодня потребляется либо через телефон, либо через компьютер — может быть доступно на телевизионном экране.

"Основные преимущества технологии IPTV — высокая скорость передачи информации и интерактивность, — отмечает Николай Фокин, Директор Департамента цифрового телерадиовещания компании SYRUS SYSTEMS. — Последнее дает возможность оператору сети предоставлять абонентам пакеты дополнительных услуг и создать на основе сети IPTV эффективную систему платного телевидения".

В нашей стране IPTV делает только первые шаги. Как считают эксперты, это направление будет развиваться динамично. "Если говорить о технологии, то IPTV будет развиваться быстрее: стоимость создания и развития IPTV-сетей ниже, чем кабельных или спутниковых, а с точки зрения возможности предоставления различных услуг, IPTV более гибко", — говорит Мераб Габуния, заместитель генерального директора КОМСТАР-Директ.

Но пока остается немало факторов, сдерживающих развитие этого направления. Во-первых, это низкое проникновение широкополосного доступа в России. Менее 1,4% жителей России являются абонентами широкополосных каналов доступа в Интернет. При этом уровень его проникновения даже в наиболее крупных городах (исключая Москву и Санкт-Петербург) колеблется в пределах 5% — 10%, а в сельской местности стремится к нулю. Во-вторых, это неготовность потенциальных потребителей услуги к потреблению платного контента. Ведь в России насчитывается более 15 общедоступных каналов. Они производят очень разнообразный и качественный контент. Задачей же операторов, продвигающих IPTV, станет популяризация преимуществ услуг Triple + Р1ау и платного телевидения, агрегация лицензионного оригинального контента, подбор пакетов и дополнительных услуг под свою аудиторию.

Что касается интерактивного ТВ, то результаты опроса среди операторов показывают, что основные проблемы его развития носят финансовый характер. На втором плане стоят правовые вопросы, а далее — технологические.

"Действительно, сегодня пока предлагаемые технологии достаточно капиталоемкие, — говорит Александр Косарев, директор по развитию бизнеса ЗАО „АМТ-Груп". — Реализованные мультисервисные сети с использованием xDSL и FTTH технологий доступа, имеющие сегодня значительные возможности по проникновению, стали кардинально менять акценты в области платного телевидения. Во-первых, практически устранены ограничения по количеству телевизионных и радиопрограмм, предоставляемых абонентам. Во-вторых, принципиально изменилось качество. Вместо „распределяемых видов информации" стали доступны интерактивные услуги. Несомненно, первостепенную позицию в перечне таких услуг занимает „Видео на заказ", „Видео по запросу" (VOD)".

Многие из операторов, уже реализовавшие системы интерактивного телевидения, с оптимизмом говорят о том, что около 60% подписчиков с доступом к VOD используют эту услугу в течение первых пяти — шести месяцев после развертывания платформы. Однако реальная потребность в этой услуге оказалась не столь значительной. Российский потребитель еще не готов к телевидению, которое подразумевает не только безучастное созерцание предлагаемого, но и активные действия.

МИДЭкспо, МедиаАтлас.ру