Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Поколение три


07.05.2007

В конце апреля российским операторам выдали лицензии на строительство сетей третьего поколения (3G). Регулятор поступил правильно, раздав лицензии не на аукционе.

Операторы пообещали вложить несколько сэкономленных миллиардов долларов в инфраструктуру, поэтому для конвергентных устройств на российском рынке сейчас очень удачное время. Рано или поздно сети будут построены, и вот тогда рынок 3G-телефонов ждет настоящий бум. Причем взрыв этот произойдет сам собой - я не думаю, что российские операторы будут субсидировать своим абонентам покупку 3G-терминалов. На Западе телефоны, выданные в обмен на долгосрочный контракт, не являлись ценностью для абонентов и, следовательно, не приносили прибыли операторам. Большого числа покупателей 3G-услуг не появилось просто потому, что не было самих услуг.

У российских операторов сегодня есть уникальная возможность на опыте своих западных коллег понять, что стоит делать на рынке, а чего не стоит. Возьмем, например, тарификацию. Как в России, так и на Западе абонент может играть со своим GPRS/3G-устройством, не понимая до конца, что он делает. А в конце месяца - получить счет, скажем, на 100 долларов. Разумеется, потребитель будет раздражен. И никогда больше не станет пользоваться услугами. Поэтому в области тарификации я ожидаю от операторов разумных шагов. Например - тарифа в 25 долларов в месяц, в рамках которого абонент сможет пользоваться любыми 3G-услугами в течение месяца так, как ему заблагорассудится. Я ожидаю честных цен.

Сети 3G приведут к взрыву рынка мобильного контента. Учитывая скорости этих сетей, сотовые операторы смогут на равных конкурировать с провайдерами широкополосного доступа в Интернет. Наиболее популярной услугой у операторов будет доступ к веб-сайтам, а также мультимедийные сервисы. Вряд ли эти услуги станут killer application, но то, что они окажутся наиболее часто используемыми, - без сомнения. А вот действительно "убойным предложением" могут стать сервисы, привязанные к местоположению абонента. С 3G-телефоном вы сможете не только прокладывать маршрут, но и просматривать фотографии местности, куда направляетесь. Новые услуги должны изменить всю индустрию: операторы обязаны будут более щедро делиться выручкой с контент-провайдерами. И я не думаю, что такой вид сотрудничества окажется единственным. Бизнес-моделей 3G будет много.

Мэдс Винблад, вице-президент Nokia Multimedia
www.itogi.ru