Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Два "ящика" в одной семье. Исследование показало, что россияне пока не готовы платить за телевидение


16.05.2007

Два "ящика" в одной семье. Исследование показало, что россияне пока не готовы платить за телевидение

Аналитический центр "Видео Интернешнл" продолжает знакомить читателей "Известий" с результатами нового исследования "Телевидение глазами телезрителей". Сегодня речь пойдет не о том, что смотрят жители России, а о том, как смотрят, то есть о технологических и организационных сторонах просмотра. Изучение этих, казалось бы, частных вопросов помогло экспертам выявить тенденции развития ТВ в России в целом.

Количество телевизоров, а также их расположение в квартире (в частном доме) являются факторами, оказывающими существенное влияние на телесмотрение, то есть на то, что, когда и как смотрят члены семьи. Так, например, наличие телевизора на кухне может означать, что люди смотрят утренние передачи. А если телеприемников в доме не хватает, то кто-то будет смотреть не то, что хочет, или вообще откажется от телепросмотра.

Рост среднего количества телевизоров в 2006 году говорит не только о возможном повышении уровня благосостояния населения, но и о том, что современное телевидение, многоканальная телевизионная среда и новые модели телепотребления побуждают людей к покупке дополнительных приемников при наличии материальной возможности.

Интересно сравнить по этому показателю Россию с другими странами. В Европе среднее количество телевизоров на домохозяйство находится в пределах 1,5-2. Таким образом, мы вполне вписываемся в европейскую картину (при этом, правда, не стоит забывать, что средняя европейская семья чуть меньше, чем средняя российская). В Америке телевизоров существенно больше - в среднем 2,5. Это объясняется многими факторами (жилищный фонд, специфика американского телевидения, развитая многоканальность, национальные особенности телепотребления и т.д.). Но даже при увеличивающемся количестве телеприемников в России до насыщения еще довольно далеко: 41% опрошенных заявили, что хотели бы приобрести домой еще как минимум один телевизор (а может быть, и больше). Если бы все эти люди осуществили свое желание, то среднее число телевизоров в семье достигло бы двух.

Другой важной характеристикой телевизионной оснащенности домохозяйства являются используемые способы приема телевизионного сигнала. В России в пределах одного домохозяйства могут сочетаться два или даже больше способов приема (поэтому сумма процентов более 100).

Чаще всего используются эфирные антенны - индивидуальные (на крыше, если дом частный, или комнатные "усы") или коллективные. Также применяются местные кабельные сети и спутниковые антенны. Уверенное "лидерство" эфирных антенн связано с преобладанием в России эфирного способа транспортировки телевизионного сигнала. Телевидение долгое время существовало и развивалось именно как эфирное, а альтернативные способы - кабель и спутник - получили распространение сравнительно недавно. Это отличает Россию от стран Европы и Америки, где последние представляют доминирующие способы распространения телесигнала или, по крайней мере, успешно конкурируют с эфирным.

Последние годы отмечены целым рядом инноваций в способах транспортировки и просмотра ТВ. Появилось телевидение по IP-протоколу (IPTV), "видео по запросу", мобильное телевидение, просмотр телевидения с помощью компьютера с ТВ-тюнером и т.д. В России эти инновации распространены пока чрезвычайно мало, однако в будущем значимость этих форм определенно будет возрастать.

Весьма интересным является вопрос о платности телевидения. Переход страны на рыночные рельсы приводит к тому, что россиянам все больше приходится платить за услуги, которые раньше были "условно-бесплатными". К общедоступным на первый взгляд благам относится и телевидение, хотя в действительности плата за антенну традиционно включалась в коммунальные платежи. Сегодня жители многих регионов России, а особенно больших городов, могут сделать выбор в пользу платного ТВ. Подписка на него дает обычно большее разнообразие каналов, лучшее качество приема и различные дополнительные сервисы.

Мы попытались разобраться в том, много ли приверженцев у платного ТВ в России. И что, в принципе, российский потребитель понимает под "платой за телевидение"? Оказывается, более половины россиян не платят за него вообще. Эта цифра "неплательщиков" несколько завышена: помимо людей, которые пользуются исключительно индивидуальной антенной, она включает также тех, кто не вполне осознает, что платит, например, за коллективную антенну.

Среди тех, кто платит за телевидение, особенно интересны подписчики кабельного и спутникового ТВ, которые осознанно тратят определенные средства на улучшение качества телеэфира в рамках своего домохозяйства. Они принципиально отличаются от тех, кто платит за коллективную антенну, так как для последних плата носит характер традиционного обязательного коммунального платежа.

Получается, что каждый шестой россиянин пользуется услугами платного телевидения, однако в большинстве случаев плата не превышает 200 рублей. Чаще всего в сумму входит базовый (основные эфирные каналы) или расширенный (включает неэфирные тематические каналы) пакет каналов кабельного телевидения. Если сумма превышает 200 рублей, то, скорее всего, речь идет о дополнительных сервисах кабельного телевидения или о спутниковом ТВ.

В завершение - несколько слов о цифровом телевещании, переход на которое является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством и телеиндустрией. В ходе нашего опроса выяснилось, что 47% россиян знакомы с термином "цифровое телевидение", в то время как остальные о нем не слышали. Пожалуй, осведомленность на уровне половины населения - это мало, учитывая, что во многих западных странах переход на "цифру" уже завершен или близок к завершению. С другой стороны, с учетом новизны проблематики этот показатель не так плох.

Наиболее ценными преимуществами цифрового телевидения российские зрители считают высокое качество изображения и звука (92%). Это подтверждает, что с приемом телесигнала в масштабах страны дело обстоит не очень хорошо. Как известно, даже крупные телеканалы (включая "Первый канал" и "Россию") не везде могут приниматься в удовлетворительном качестве, не говоря уже о прочих.

В целом можно отметить, что телевизионная оснащенность российских домохозяйств, несомненно, улучшилась в последние годы. Однако до "телевизионного рая" - сотни каналов на любой вкус с устойчивым приемом и цифровым качеством, а также с дополнительными услугами за приемлемые деньги - нам еще далеко.

Известия от 16 мая 2007 г.