Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мобильное телевидение – один из самых спорных сервисов


25.05.2007

С одной стороны, мобильному ТВ эксперты прочат большое будущее, с другой, признают, что пока "экономика" этой услуги не вполне ясна. Однако российские операторы намерены преодолеть традиционное 3-4-летнее технологическое отставание и запускать DVB-H сети, не дожидаясь пока их европейские коллеги создадут эффективную бизнес-модель. Первая масштабная DVB-H сеть появится в России уже в 2008 г., ее строительство завершает "Система Масс-медиа", член АКТР, СММ), в Москве сеть оператора начнет работать уже к зиме 2008 г. Об особенностях мобильного вещания стандарта DVB-H, корреспонденту ComNews рассказывает заместитель генерального директора ОАО "Система Масс-медиа" Виталий Шуб.

Почему СММ решила строить DVB-H сеть, несмотря на то, что стандарт практически не "обкатан"? А сети этого стандарта во всем мире можно сосчитать по пальцам на одной руке?

Это не совсем верно. Даже, можно сказать, совсем не верно. DVB-H – это технология DVB-T, адаптированная под мобильные устройства с ограниченной емкостью батареи, низким разрешением экрана и возможностью приема сигнала на ходу. DVB-T – это паневропейский стандарт эфирного цифрового телевидения. Технология DVB-H уже была обкатана в целом ряде европейских стран. В тоже время нельзя забывать, что параллельно в Азии развивалась технология DMB, в вариантах DMB-T и DMB-S. В результате, в Юго-восточной Азии был создан технологический задел по встраиванию телеприемников в сотовые телефоны. И сейчас сумма технологий, которые мы имеем, четко делится на азиатскую и европейскую части. На стороне сетевой инфраструктуры находятся передатчики DVB-H, это практически те же передатчики DVB-T, которые выпускаются уже не один год. Что касается абонентского оборудования, то целый ряд производителей выпускают широкий спектр устройств для просмотра мобильного ТВ. Эти устройства существуют и в виде встроенных в мобильные телефоны и в виде самостоятельных устройств. Причем, европейские и американские производители сейчас встраивают устройства в телефоны и смартфоны. Азиатские производители, у которых уже есть опыт встраивания мобильного ТВ, замещают встроенные DMB-T и DMB-S тюнеры на DVB-H. Так что на рынке уже существует не меньше дюжины смартфонов со встроенными DVB-H-тюнерами. При этом и сетевая инфраструктура, и абонентские устройства уже вышли на уровень коммерческой зрелости. Просто сложилась стандартная ситуация, когда производители ждут массового запуска DVB-H-сетей, а операторы – появления широкого спектра абонентских устройств.

В чем отличие DVB-H от того мобильного телевидения, которое GSM-операторы уже предоставляют своим абонентам?

Сейчас под мобильным телевидением понимается загрузка того или иного видеоконтента по индивидуальному линку, устанавливаемому между базовой станцией и абонентом. Сотовые сети – сети делимого ресурса, т.е. в них в любой момент времени ресурс голосового трафика или передачи данных делится между всеми абонентами, находящимися в соте (или секторе). На практике это значит, что чем больше абонентов находятся в соте или чем больше трафика потребляет каждый отдельный абонент, тем меньшее количество абонентов могут пользоваться услугами одновременно. Сотовые сети работают по принципу: либо помногу немногим, либо многим понемногу. То есть, если вы по сети сотовой связи пытаетесь организовать передачу видео, то возникает дилемма: либо предоставлять видеотрафик по остаточному принципу, и тогда не все абоненты смогут этим воспользоваться, либо под передачу видеотрафика выделять фиксированный процент емкости соты или сектора, но тогда операторы теряют на голосовом трафике и трафике передачи данных. Причем эта проблема существует даже в сетях 3G и3,5G. Даже поколение 3,5G имеет ограничения надежности сети к абоненту, сейчас это 2-3 Мб/с на соту/сектор. Так как для передачи видеоконтента нам необходима ширина единичного канала 300 Кб/с, то очевидно, что предоставление услуг мобильного ТВ значительному числу абонентов по сетям сотовой связи одновременно либо технически сложно, либо и вовсе не осуществимо. Для того чтобы не забить каналы, операторы вводят на тяжелый трафик заградительные тарифы. Пока сотовые сети не сделают очередной скачок в эволюционном развитии и не выйдут на скорости порядка 100 Мб/с на соту/сектор, сотовым сетям будет крайне сложно предоставлять видеоуслуги, даже для мобильных устройств с маленьким экраном. Кстати, в мобильном WiMAX к необходимым скоростям уже приближаются. Альтернатива для развития мобильного ТВ уже сейчас – это переиспользование стандарта DVB-T для мобильных устройств. Напомним, что технология DVB-H была инициирована производителями операторского оборудования, в частности, компанией Nokia. Производитель понял, что использование сотовых сетей для видеовещания приведет к фатальным для операторов последствиям. Была проделана серьезная инженерная работа по адаптации технологии.

Звучит обнадеживающе. Однако эксперты, с которыми довелось общаться, уверяют, что в настоящий момент не существует бизнес-модели для предоставления услуг мобильного телевидения. Так ли это?

Действительно, нам придется нащупывать или создавать бизнес-модель платного мобильного телевидения. И я делаю акцент на слове "платное"... Дело в том, что бесплатное ТВ, и не важно аналоговое оно или цифровое, с одной стороны очень малодоходное занятие. С другой, бесплатное телевидение разрушает все телевизионную экосистему, потому что оно не подразумевает предоставление за деньги премиального контента. Нам придется определять и предлагать рынку то контентное наполнение мобильных ТВ-каналов, которое рынок сочтет достойным оплаты, то есть искать баланс между платежеспособным спросом на мобильный контент и самим мобильным контентом.

Мобильные операторы, которые уже предоставляют услуги мобильного ТВ, настаивают на том, что им не хватает специализированных мобильных продуктов...

Мировой опыт предоставления услуг мобильного ТВ выявил любопытный феномен: дело в том, что 50% мобильного телесмотрения происходит не в автомобиле или в дороге, а дома при включенном основном телеприемнике. Люди готовы мириться с размером экрана, лишь бы не отрываться от любимой передачи. Поэтому важно добиться оптимального сочетания общесмотримых телеканалов и специализированного мобильного контента. И, конечно, специализированные программы должны быть такими, чтобы зритель был готов платить за них деньги. И это нам, как первопроходцам, предстоит определять самим. Редко кто понимает, но персонализированное мобильное телевидение – настоящая культурная революция, которая может изменить стиль жизни.

В чем же революционность ситуации?

Это будет революция подобная той, которая произошла с приходом мобильной телефонии. Любопытно, несмотря на прозорливость писателей-фантастов, никто из них не смог предсказать появление мобильной телефонии. С приходом мобильной телефонии цивилизованный человек стал тотально доступен. Человек, выходя из дома, перестал выпадать из коммуникативного поля. С приходом мобильного телевидения человек перестанет выпадать из информационного поля, то есть не будет необходимости сидеть перед телеэкраном для того, чтобы в реальном времени посмотреть забитый гол, получить информационную сводку или узнать прогноз погоды. Это станет мостом между мобильным человеком и цифровым домом. Стоит отметить еще и тот момент, что с приходом мобильного ТВ возникает феномен полной персонализации телевидения.

То есть существующее телевидение принципу персонализированности не отвечает?

Смотрите, раньше, когда телефон висел на стене в коммуналке или стоял на столе человек практически не имел возможности приватной коммуникации. То есть люди были вынуждены общаться в присутствии семьи или коллег по работе. Общение было публичным. Тоже и с телесмотрением, оно из публичного станет индивидуальным. Дело в том, что контент, который приходит на мобильный телефон – это индивидуальный контент конкретного человека. Сейчас мы работаем с системами виртуальной реальности для сотовых телефонов и у нас уже есть конкретные образцы этих систем. Подобные системы позволяют сделать телесмотрение не только мобильным, но и совершенно приватным. Что до сих пор было невозможно, почти никогда.

Хотелось бы прояснить еще один момент. Насколько будет высок порог вхождения? Дело в том, что телефон с поддержкой DVB-H стоит значительно дороже.

Все будет несколько иначе. Дело в том, что себестоимость самого DVB-H-тюнера меньше 10 долл., цена его встраивания тоже незначительна. Однако встраивание DVB-H-тюнеров идет с верха модельного ряда смартфонов, то есть встраивание начинается с самых дорогих моделей. Поэтому порог вхождения будет определяться ценой самого телефона. Однако в России аномально высокая скорость оборачиваемости телефонов, причем, чем выше ценовая категория телефона, тем выше оборачиваемость. И самые дорогие аппараты меняют чаще всего. Поэтому наша задача как вещателя существенно упрощается, мы должны встроиться в процесс обмена телефонов, как только в продаже появятся аппараты с DVB-H-тюнерами.

А велика ли предполагаемая абонентская плата за пользование мобильным ТВ?

Мы еще работаем над этим. Могу сказать лишь то, что абонентская плата будет сбалансирована с ARPU сотовых операторов. Мы собираемся повторить бизнес-кейс сотовой связи. То есть, планируем предоставлять массовую сбалансированную услугу.

Ваша DVB-H сеть будет покрывать все Россию?

В течение 2007-2008 годов мы запустим сети в городах-миллионниках. Думаю, мобильное ТВ будет развиваться по законам рынка сотовой связи. Однако стоит отметить, что построение сети DVB-H ввиду отсутствия обратного канала существенно дешевле построения сети мобильной связи и использования мощных передатчиков.

То есть, россиянам следует готовиться к очередной революции... К счастью на этот раз – революции телевещания. А уж хорошо это или плохо – возникновение поля тотального телесмотрения – каждому придется решить для себя. Однако можно с уверенностью сказать, персонификация телевещания однозначно выявит качество наших пристрастий. Ведь больше никто не скажет, мол, смотрит лишь то, что показывают... Зритель все в большей степени становится соучастником процессов телевещания и телепроизводства. То есть тотальная вовлеченность в информационно-коммуникативную среду становится неотъемлемым атрибутом цивилизованного человека, и с этим нам уже ничего не поделать.

Олег Синча
ComNews.ru
Вестник АКТР