Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В Берлине прошел Европейский форум по широкополосному доступу (Broadband Europe Forum)


17.10.2007

В Берлине прошел Европейский форум по широкополосному доступу (Broadband Europe Forum)

Прошедший на прошлой неделе Европейский форум по широкополосному доступу (Broadband Europe Forum) выявил разные подходы к предмету обсуждения между ветеранами из мира фиксированной связи и сотовыми новичками. Те из игроков телекоммуникационного рынка, кто развернул проводные сети, давно ломают голову, что с ними делать и как заставить людей смотреть цифровое ТВ. Зато мобильные операторы все еще не вышли из банальной гонки скоростей. 

  

В тихих залах берлинского отеля "Эстрель" не ревет громкая музыка, не толпятся полураздетые модели, в коридорах снуют лишь скучные люди в костюмах и галстучках, неторопливо обсуждая вопросы ценой миллионы и миллиарды долларов. На Европейском форуме по широкополосному доступу, собравшем сотни специалистов телеком-индустрии со всего мира, шуметь нет причин. В отличие от разудалого 3GSM Конгресса в Барселоне, где производители и операторы сплошь пытаются поразить воображение своими последними инновациями, Broadband Europe не отличается ни грандиозными масштабами, ни шумными презентациями. Сюда собираются разработчики новых технологий и операторы связи, чтобы без лишней суеты, в кулуарах, за чашечкой кофе прагматично обсудить, как им сообща развивать свои рынки. А проще говоря, как заставить миллионы простых людей тратить на новые услуги связи все больше и больше денег.

Судя по разговорам на форуме, операторов связи волнуют два вопроса – что выбрать из множества новых технологий и чем наполнять растущие скорости доступа в интернет, предоставляемые этими новыми технологиями. Последний вопрос пока волнует больше индустрию фиксированной, то есть проводной связи. По данным аналитического агентства Point Topic, подготовившего к форуму специальный отчет, в мире уже свыше 310 млн человек имеют широкополосное – то есть высокоскоростное – подключение к сети интернет. Лидируют по подключениям Западная Европа – свыше 86 млн человек, Северная Америка – более 71 млн, а также Южная и Восточная Азия — 64 млн и Азиатско-Тихоокеанский регион — 54 млн. Более 65% всех скоростных подключений обеспечивает технология ADSL – доступа в интернет через медные телефонные линии. Однако капитализировать возможности скоростных подключений научились еще не все операторы. Почти все они делают ставку на технологию цифрового ТВ – IPTV. Но не очень успешно — к середине 2007 года лишь 8 млн человек подключились к IPTV.

Чтобы облегчить жизнь и обогатить опыт потенциальных подписчиков цифрового ТВ, разработчики придумывают один "велосипед" за другим. Всего пару лет назад корпорация Microsoft представляла единую платформу на основе своей операционной системы Windows XP под названием Mediacenter. Небольшая приставка на основе XP была призвана объединить все устройства в доме на базе телеэкрана. Используя приставку и пульт к ней как единый центр своей цифровой вселенной, Microsoft предлагал в любой точке дома наслаждаться цифровым ТВ и кино, слушать музыку, смотреть фотографии, узнавать погоду и так далее. На Broadband Europe корпорация Билла Гейтса продвигала уже иное решение – Windows Home Server. Теперь вместо изящной приставки с пультом Microsoft предлагает поставить дома целый сервер с якобы простым управлением, чтобы выполнять ровно те же самые функции: накапливать контент с разных устройств и раздавать его на различные устройства воспроизведения по всему дому. На вопрос, зачем менять шило на мыло, представитель компании ответил, что главная инновация Home Server – возможность организовать общение между любыми устройствами, в число которых может входить и прежний Mediacenter, и даже другой Home Server. "Находясь где-нибудь в США, вы можете показать фотографии своих детей любимой теще где-нибудь в Японии", — отметил представитель Microsoft. Как будто этого нельзя сделать, просто выложив те же фотографии на сайте-фотохостинге с обычного компьютера. Между тем как компания научит свой сервер "понимать" десятки тысяч устройств сторонних разработчиков, понятно не очень: на сегодня она не смогла полностью "научить" этому даже свою прославленную новую ОС – Vista.

Другая американская корпорация – Motorola – показала на форуме свое видение того, чем заполнять скоростные каналы доступа в интернет. Ответ Motorola – HDTV, телевидение высокого разрешения, то есть дающее высококачественную картинку даже на очень больших экранах. Понимая, что не все операторы могут предоставить своим абонентам необходимую для HDTV скорость – выше 10 мегабит в секунду, Motorola акцентировала внимание на специальном алгоритме сжатия картинки MPEG4, который позволяет при прежней скорости заметно повысить качество картинки в сравнении с традиционной технологией сжатия MPEG2. Корреспондент "Эксперта Online" попросил вывести на демонстрационную плазменную панель картинку со сжатием до скорости в 3—4 Мбит (таких ресурсов сети требует, например, "Стрим-ТВ"). Несмотря на низкое значение скорости, картинка осталась невероятно четкой, заметно лучше, чем фильм на DVD-диске. Между тем владельцы больших экранов как в Европе, так и в России все еще страдают от низкого качества IPTV со старым алгоритмом сжатия, особенно когда фигуры на экране начинают двигаться довольно быстро.

Сотовые операторы в плане скоростей пока заметно отстают от своих коллег из индустрии фиксированного доступа. Догнать и обогнать их могут помочь технологии типа HSPA, ускоряющие сети третьего поколения – 3G, а также LTE и мобильный WiMax, технологии четвертого поколения мобильной связи. "Мобильный широкополосный доступ к 2012 году будет формировать до половины всех доходов индустрии мобильной связи", — прогнозирует Майк Робертс, ведущий аналитик агентства Informa Telecoms & Media. В Informa уверены, что к 2011 году число пользователей мобильного скоростного интернета превысит аналогичное число абонентов фиксированного доступа – благодаря HSPA и мобильному WiMax.

"Сегодня если один из операторов запускает сеть на основе HSPA, он получает потенциальное преимущество перед другими, поэтому все его конкуренты вынуждены сразу же последовать его примеру. Сейчас в Европе даже никто не обсуждает, нужны ли сети HSPA, разговор идет о том, какие скорости ставить – 3,6 Мбит, 7,2 Мбит или подождать еще более высоких", — говорит Виктор Сюй, вице-президент европейского офиса Huawei Technologies. Опыт некоторых сотовых операторов показывает, что они могут пополнить свои доходы, играя на поле интернет-провайдеров. Так, объем трафика, передаваемого южноафриканским оператором MTN, после внедрения HSPA меньше чем за 12 месяцев вырос более чем на 230%. По словам Карла-Хенрика Сванберга, президента Ericsson, это еще не предел: у одного европейского оператора трафик вырос на 300%, а у одного азиатского – и вовсе на 560%.

Между тем 80% дохода от трафика на сетях HSPA приносят корпоративные клиенты, каковых обычно не более 20% в общей базе, замечает Виктор Сюй. Они просто используют HSPA-сети для скоростного доступа к сети интернет и не особенно падки на развлекательные услуги. По словам господина Сюя, у операторов в итоге нет иного выхода сегодня, кроме как делать ставку на продажу специальных USB-модемов для ноутбуков. Сейчас в мире продается порядка 2 млн таких модемов ежегодно – и этот показатель будет еще расти и расти. Тем более что размер такого модема уже в самое ближайшее время будет не больше размера обычной флэшки.

Развивая тему скоростного мобильного доступа, Nokia продемонстрировала на форуме абонентское устройство для мобильной версии технологии WiMax, которая, есть такое опасение, может нести угрозу нынешним лидерам сотовой индустрии. Однако в сравнении с телефончиком, поддерживающим привычную технологию WiFi, новый гаджет смотрится как настоящий крокодил – изящный, стильный терминал пришлось подключить к огромному "кирпичу" с приемником WiMax-сигнала. К концу следующего года, когда выйдет уже коммерческий вариант этого гаджета, Nokia, правда, пообещала заметно уменьшить габариты всей конструкции, но будет ли она такой же компактной, как привычный мобильный телефон, пока неясно.

Очевидно другое. Как только мобильные операторы закончат-таки разворачивать свои скоростные сети, они неизбежно столкнутся с теми же проблемами, что и индустрия фиксированного доступа. Пока же они, как загипнотизированные, говорят лишь одно: видео поглотит все. Что это должно быть за видео, откуда оно возьмется и кому нужно видео в формате HDTV на небольшом экране телефончика – такого вопроса пока в повестке дня нет. Значит, будет о чем поговорить на следующих форумах.

Сергей Скрипников
expert.ru