Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Выход на быстро растущие рынки за пределами России и СНГ — хорошая возможность увеличить капитализацию"


19.10.2007

"Выход на быстро растущие рынки за пределами России и СНГ — хорошая возможность увеличить капитализацию"

Интервью с руководителем группы телекоммуникаций Ernst & Young СНГ Вадимом Балашовым

Зачем российские телекоммуникационные компании выходят на рынки развивающихся стран, почему западные компании сотовой связи могут стать в России лишь виртуальными операторами и что сотовики будут делать с Wi-Fi, корреспонденту РБК daily АНТОНУ БУРСАКУ рассказал руководитель группы телекоммуникаций Ernst & Young СНГ ВАДИМ БАЛАШОВ.

Два крупнейших российских телекоммуникационных холдинга уже вышли за пределы России и стран СНГ: Altimo купила активы в Турции и Индонезии, а "Система" ждет получения частот в Индии. Насколько логичны, по вашему мнению, такие действия?

— Для Altimo и АФК "Система" выход на быстро растущие рынки за пределами России и СНГ — хорошая возможность увеличить капитализацию своих активов. Вообще, с точки зрения специализированного телекоммуникационного холдинга интересны как раз инвестиции в быстро развивающиеся компании связи на рынках, где одновременно происходит рост абонентской базы и рост покупательной способности абонентов. На сегодняшний день для российских холдингов остается открытым вопрос о том, что более выгодно с точки зрения оперативного управления, владеть компаниями на развивающихся рынках самим или включать их в состав своих операторов — "ВымпелКома" и МТС.

Как вы оцениваете степень зрелости российского телекоммуникационного рынка с точки зрения проникновения услуг, корпоративных стандартов управления и прозрачности компаний? На какие телекоммуникационные рынки больше похожа Россия, на Западную или Восточную Европу?

— Российский сектор телекоммуникаций начал свое бурное развитие существенно позже Западной Европы, поэтому российским игрокам стал доступен широкий спектр уже наработанных технологий, что позволило местным операторам перепрыгнуть сразу через несколько ступенек и перейти к конвергентным решениям на базе IP и другим перспективным технологиям. Сейчас экстенсивный рост сотового рынка в России начинает замедляться, однако у операторов еще остались значительные ресурсы как в области повышения операционной эффективности, так и в области увеличения доходов, в первую очередь за счет роста доходов от передачи данных и дополнительных услуг.

Насколько вероятен приход в Россию крупных зарубежных телекоммуникационных групп и какие это будет иметь последствия для рынка?

— Приход крупных зарубежных телекоммуникационных групп в нашу страну маловероятен. Как минимум потому, что ни у кого из крупных западных игроков нет эффективных моделей для работы на рынках с ARPU 6 долл. Если они придут в Россию, их громадный опыт работы на рынках мира не будет иметь особого значения. Мне кажется, намного более вероятен выход одного или нескольких крупных зарубежных игроков в Россию в качестве виртуальных операторов. В этом случае можно найти несколько достаточно перспективных бизнес-моделей. Это могли бы быть операторы премиум-сегмента — многим западным компаниям было бы удобно, чтобы в России их обслуживал, к примеру, Vodafone. Также в Россию могли бы прийти западные дискаунтеры, такие, например, как виртуальный оператор, принадлежащий Tesco. Сейчас создание в России виртуальных операторов сотовой связи невозможно по регуляторным причинам, но, насколько мне известно, это вопрос обсуждается в Мининформсвязи и западные игроки активно общаются на эту тему с регулятором и российскими сотовыми операторами.

Три крупнейших российских сотовых оператора уже вывели на рынок услугу беспроводного доступа с помощью технологии Wi-Fi. Разумно ли это решение и не выглядит ли оно как потенциальное распыление ресурсов?

— Действия этих операторов абсолютно логичны. Весь мировой рынок движется в сторону модели конвергенции. В крупных городах Европы абоненты часто не знают, с помощью какой именно технологии они подсоединены к Сети в конкретный момент времени. Это основная идея, к которой пришли операторы, — услуга (в данном случае беспроводной широкополосный доступ), независимая от платформы. Так что я ожидаю, что "ВымпелКом", МТС и "МегаФон" будут активно развивать направление Wi-Fi. Кроме того, они уже начинают обращать внимание и на проводной широкополосный доступ. Пока операторы не до конца определились, выходить на этот рынок самим или работать в партнерстве с кем-то из действующих операторов, но я думаю, что мы в ближайшее время должны услышать о сделках по покупке сотовыми операторами операторов проводного широкополосного доступа.

РБК Daily от 19.10.2007