Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рынок домашних сетей Санкт-Петербурга ждет консолидация


15.11.2006

По прогнозу экспертов, рынок домашних сетей Санкт-Петербурга в этом году ожидает более чем двукратный рост. Развитие быстрых локальных сетей с доступом к гигабайтам бесплатного контента и возможностью выхода в Интернет может стать "точкой роста" для крупных телекоммуникационных компаний города. Правда, пока этим бизнесом занимаются небольшие компании, которые уже в ближайшем будущем могут быть поглощены лидерами петербургского рынка. Интерес к сегменту домашних сетей не скрывают такие крупные игроки, как ЗАО "Петерстар", ЗАО "Метроком", "Голден телеком" и даже монополист местной связи ОАО "Северо-Западный телеком" (СЗТ).

В настоящий момент в городе работают около 50 домашних сетей. Правда, существенное количество абонентов, более 5 тыс. пользователей, обслуживают лишь несколько из них. Ожидается, что по итогам этого года сегмент домашних сетей продемонстрирует более чем двукратный рост, а число абонентов увеличится до 100 тыс. человек. "Клиентская база растет очень динамично. За нынешний год мы практически удвоили ее, и это при том, что он еще не кончился", - говорит технический директор компании "Матрикс Сетевые решения" Олег Лебедев. Интерес пользователей к домашним сетям не удивителен: их особенность - наличие большого количества внутренних ресурсов, платить за доступ к которым не требуется. Прежде всего это видео- и аудиопродукция, которую можно быстро скачать на домашний компьютер. "Здесь можно говорить о некоторой сегментации рынка. Есть большие, общегородские провайдеры, которые продвигают свои услуги на территории всего Петербурга, организуя масштабный маркетинг и действуя по всем правилам массового рынка. С другой стороны, есть домашние сети, которые общаются с абонентом буквально на -ты-, по-соседски, и при этом они знают друг друга практически в лицо. Этот -принцип локтя- - очень важный фактор", - отмечает генеральный директор сети AntHill Константин Агафонов.

Выход универсальных

Яркий тренд этого года - активизация в сегменте домашних сетей универсальных операторов. Список новых игроков на рынке домашних сетей достаточно представителен. Это компании "Петерстар", "Вестколл" и "Элтел". Кроме того, к развитию домашних сетей приступил интернет-провайдер "Вэб плас", а в следующем году на данный рынок планирует выйти петербургский филиал "Голден телекома" (его проект находится в стадии проработки). Интерес к сегменту не скрывают в "Метрокоме" и СЗТ. Активность крупных операторов в сегменте домашних сетей объясняется высокой конкуренцией на рынке корпоративных абонентов и растущим спросом на услуги широкополосного доступа среди частников. "Мы уже имеем опыт работы на частном рынке - как по карточному направлению, так и по направлению ADSL. Кроме того, мы обслуживаем жителей Васильевского острова. Сейчас Петербург находится в стадии бурного роста частного широкополосного доступа, что дает новые возможности нашей компании для работы с квартирным абонентом", - говорит коммерческий директор "Петерстара" Петр Акульшин. Впрочем, существующие игроки к появлению новичков с богатыми финансовыми возможностями относятся спокойно. "Принцип магазина шаговой доступности срабатывает и здесь. Новые крупные игроки обычно располагают офисом в центре города, то есть вдалеке от своего -домашнего- абонента", - отмечает Олег Лебедев. "Следует иметь в виду и временной фактор: кое-где эти компании уже опоздали. В наиболее перспективных районах города уже сложилась серьезная конкуренция и свободных абонентов сталось мало. Приход новых игроков, по крайней мере на первом этапе, вряд ли изменит ситуацию", - сообщил Константин Агафонов. Впрочем, новички уверены, что благодаря своим ресурсам смогут быстро занять существенную долю на растущем рынке. "Несомненные преимущества крупных игроков - наличие инвестиционных возможностей и отработанные технологии. У нас серьезные планы по развитию этого направления, и мы присматриваемся к новым районам", - сообщила менеджер проекта "Домашние сети" петербургского филиала компании "Вестколл" Наталия Вахрушева.

Впрочем, особенность домашних проектов заключается в низких темпах развертывания таких сетей. Так, "Петерcтар" анонсировал свой выход в этот сегмент еще на "Норвекоме-2005", но официальный запуск первой сети в Рыбацком состоялся лишь в текущем месяце. "Элтел" еще в конце прошлого года планировал самостоятельно запустить услуги домашних сетей, были даже разработаны тарифы. Однако в итоге компания решила пойти другим путем, приобретя в прошлом месяце провайдера "Транскейно" и получив таким образом доступ сразу к восьми районам города (услуги будут продвигаться под маркой "Элтел"). Не исключено, что уже в следующем году на рынке может произойти целая череда подобных сделок. В результате произойдет консолидация рынка, на котором останется лишь несколько крупных игроков.

Учитывая их интерес к сегменту домашних сетей, можно прогнозировать появление на рынке целого ряда небольших компаний, которые постараются в максимально сжатые сроки застолбить за собой как можно больше городских кварталов, а затем продать сеть с хорошей маржей. К тому же технология домашних сетей не требует значительных инвестиций и позволяет быстро окупить инвестиции. Показатель ARPU у действующих операторов разнится в зависимости от районов города. В центре, из-за сложности с инфраструктурой, абонент платит в месяц около $30-35. В спальных районах города ARPU составляет около $20.

Контент правый и виноватый

Впрочем, несмотря на заметный рост сегмента домашних сетей, у операторов, действующих в этом секторе рынка, в перспективе могут появиться серьезные проблемы, связанные с использованием их абонентами нелегального контента. В частности, крупнейший провайдер города ТКТ уже признался, что в его сети процветает нелегальное распространение контента. "У нашей компании есть клиенты, которые поступают подобным образом. Не в нашей компетенции судить, по каким причинам они так поступают - намеренно или из-за отсутствия осведомленности о противозаконности подобных действий, но факты налицо: за последние несколько месяцев к нам обращались представители различных организаций, к примеру BayTSP, являющихся уполномоченными представителями Paramount Pictures, и многие другие, которые информировали нас об инцидентах, связанных с выкладыванием в файлообменные сети аудиовидеоматериалов, являющихся объектами авторского права. Подобные действия приводят к попаданию IP-адресов компании в черные списки и фильтры крупных европейских и американских провайдеров. Помимо прочего, это вызывает естественные неудобства для других клиентов", - сообщили в пресс-службе ТКТ.

"Это известная и сложная проблема Интернета и телекоммуникационной отрасли в целом: несет ответственность владелец ресурса или сети за действия пользователей или нет. В новой редакции ФЗ -Об информации, информационных технологиях и защите информации- приводится норма, предусматривающая ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (пункты 2 и 3 статьи 17). В данном случае ее можно толковать следующим образом: если владелец домашней сети не мог знать о нарушении, например авторских прав, от ответственности он может быть освобожден. Но если данное лицо либо получило уведомление о нарушении, либо, действуя разумно, обнаружило в своей сети массу непонятного контента без лицензии и ничего не сделало, то оно становится соответственным за действия пользователей", - прокомментировал партнер юрфирмы "Байтен Буркхардт" Виктор Наумов.

В принципе, как отмечают опрошенные Ъ игроки рынка, формально операторы не несут ответственности за выложенные пользователями файлы для общего доступа. Но, как бы там ни было, владельцы домовых сетей уже задумались о самостоятельных продажах легального контента и о мерах по борьбе с пиратством. В частности, AntHill уже в декабре этого года планирует запустить в тестовую эксплуатацию ряд мультимедийных сервисов и ведет в настоящий момент переговоры по закупке контента с его правообладателями. "Один из шагов нашей компании в этом направлении - запуск услуги -Корбина ТВ-. С ее помощью можно просмотреть легальные каналы и скачать ролики", - отметил директор петербургского филиала компании "Корбина телеком" Денис Куликов. "Матрикс", по словам господина Лебедева, сейчас также рассматривает предложения от ряда правообладателей. Кроме того, в Петербурге вскоре должен состояться запуск проекта TiERA, одним из направлений которого будет продвижение легального и, соответственно, платного контента среди местных домашних сетей. Правда, реакцию пользователей на такие нововведения провайдеры пока прогнозировать не берутся, этот вопрос находится в стадии маркетингового изучения.

www.kommersant.ru