Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Оживление пейзажа: Нафта приходит в Москву


26.11.2007

Заявленный на днях выход "Нафты" под юрличиной "Национальных кабельных сетей" на рынок московский широкополосного доступа, хоть и был щедро освещен в специализированной и деловой прессе, - до сих пор так толком и не был осознан отраслевым сообществом. Меж тем, в самое ближайшее время нас ожидает немало интересного.

Тишина в специализированных форумах объясняется просто. Да, еще одна ФПГ, располагающая серьезными капиталами, решила откусить кусочек лакомого пирога.

С другой стороны, - пока аналитические агентства спорят, достигло ли проникновение ШПД 53% от числа московских домохозяйств, или же всего 42%, - общая картина рынка, вроде бы, успела благополучно сложиться. Выделились лидеры, распределились места в рейтинге. И за те год-полтора-два, что рынку осталось до выхода на насыщение, ожидать каких-то глобальных потрясений особо не приходится. Даже девять беременных женщин не сумеют родить и одного ребенка за месяц. А захват рынка, помимо инвестиций, требует еще немалого времени (которого не осталось) и компетентной команды.

С которой дела обстоят тоже не ахти: основной реальный телекоммуникационный актив "Нафты" в Москве – это компания "Мостелеком", предоставляющая аналоговый ТВ-сигнал по коаксиальному кабелю, обычно называемому в быту "коллективной антенной". И, конечно, со всей этой фигней на борту можно попытаться хоть как-то взлететь, но – "низенько, низенько". Не котируется вся эта затея среди гуру отечественного провайдинга, ко всем этим аналогово-телевизионным делам относящихся со слегка пренебрежительной снисходительностью.

Меж тем, недальновидность, связанная с недооценкой нового соперника, может дорого обойтись операторам "большой пятерки", не говоря уже о более мелких игроках, - а развитие ситуации обещает быть очень и очень интересным. Что мы знаем о широкополосных амбициях "Нафты"?

Во-первых, начало этим амбициям было положено отнюдь не вчера - еще около года назад "Мостелеком" активно вел переговоры о покупке с рядом игроков второго и третьего эшелона. Ни одной сделки, в результате, так заключено и не было, но рынок качнуло не по-детски. Владельцы территориальных сетей еще долго жили завышенными ценовыми ожиданиями, что сказалось на характере и темпах консолидации. Наивно было бы думать, что компания, столь давно и серьезно занимающаяся проработкой этого вопроса, кинется в омут с головой, не имея хоть какой-то внятной стратегии.

Во-вторых, "Мостелеком", конечно же, известен именно как оператор аналогового "эфирного" ТВ. Но это – основной оператор аналогового "эфирного" ТВ. Если не считать АО МГТС, вряд ли найдется в России другой провайдер, имеющий собственные абонентские окончания и располагающий притом сравнимой абонентской базой. Кабель "Мостелекома" заходит приблизительно в 3 млн. домохозяйств, и смешные 43 руб/мес абонентской платы превращаются в более чем $5 млн. ежемесячного оборота. При этом компания имеет особый статус как организация, уполномоченная правительством Москвы строить, развивать и эксплуатировать городские сети кабельного телевидения.

В-третьих, некоторое время назад правительство России приняло решение о полном и бесповоротном переводе телевизионного вещания на цифру в довольно скором будущем, - т.е. избежать коренной модернизации сети "Мостелекому" не удастся. Что характерно: детали цифровизации российского ТВ до сих пор не определены. В частности, не исключено, что цифровые приставки к имеющимся на руках у населения аналоговым телевизорам будут частично или даже полностью дотироваться из бюджета. И если доставка социального ТВ-пакета потребует от компании замены кабельной инфраструктуры, - далеко не факт, что все сопряженные с этим расходы акционеры будут финансировать из собственного кармана.

В общем, потенциал компании – зона охвата, абонентская база, административный ресурс и т.п. – был бы весьма и весьма серьезен, если бы не одно "но". "Мостелеком" на сегодняшний день совершенно не обладает компетенциями, необходимыми для коммерчески успешного массового предоставления услуг широкополосного доступа. И, более того, - запасом времени, необходимого для самостоятельного создания таких компетенций.

Что это означает? Одно из двух. Либо в "Нафте" сидят дураки, которым некуда девать лишние деньги. Либо, что куда как вероятнее, - недостающие компетенции будут приобретены вместе с одной из уже присутствующих на рынке компаний. Причем, судя по тому, что прыжок в омут предоставления услуг уже состоялся, - речь идет о самом ближайшем времени, - о считанных месяцах, если не неделях. Кто может выступить в качестве объекта для покупки?

Операторов "большой пятерки" следует отмести сразу же. Даже если не брать в расчет многочисленные политические сложности и технологические проблемы, "большая пятерка" потому и большая, что у нее много абонентов. Для компании, рассчитывающей конвертировать в пользователей ШПД уже имеющуюся трехмиллионную абонбазу телевизионных услуг, совершенно нет нужды переплачивать за сотню-другую тысяч чужих абонентов.

С другой стороны, небольших операторов третьего-четвертого эшелона также не стоит рассматривать всерьез. Ведь приобрести предстоит не только и не столько команду, умеющую обжимать витую пару и настраивать роутеры (таких нынче как грязи) - сколько компанию, располагающую необходимыми технологиями менеджмента и продаж. А значит, интерес представляют операторы с приличным покрытием и заметной абонбазой.

И тут есть тонкий момент - и покрытие, и абонбаза сами по себе не нужны, все это предполагается завоевывать самостоятельно. Однако их наличие необходимо. Ведь оператор, не сумевший покрыть серьезную территорию и набрать достаточно много абонентов, попросту не обладает необходимыми компетенциями, и покупать его бессмысленно.

Вдобавок, смена владельцев и, возможно, части топ-менеджмента не должна стать катастрофой для приобретаемой компании - в противном случае такое приобретение было бы напрасной тратой денег. Соответственно, ни "Пров.Ру" (www.prov.ru) Александра Романенкова, ни семейное предприятие "Имсис" (www.imsys.ru) , ни, тем более, многочисленные сетки, охватывающие единственный район - на эту роль претендовать не могли бы. Собственно, реальных кандидатов на покупку "Нафтой" можно пересчитать по пальцам одной руки, - причем еще и останутся лишние.

Во-первых, это "Су-29 Телеком" (www.su29.ru). В июле было объявлено о приобретении существенного пакета в этой компании бывшим владельцем "TC EXE" Алексеем Запорожцем с правом выкупа оставшегося пакета. Общепринятой на рынке точкой зрения по поводу этой сделки является мнение, что компания была приобретена для дальнейшей перепродажи, предположительно – в конце текущего года. На тот момент компания предоставляла услуги в 14-ти районах Москвы, обслуживая свыше 20 тыс. абонентов. Как носитель компетенций, представляющих интерес для "Мостелекома", "Су-29" примечателен, в частности, активной работой по обслуживанию разнообразных счетчиков ЖКХ.

Второй кандидат на покупку "Нафтой" – "Корвет-Телеком" (www.corvette-telecom.ru) – один из старейших игроков московского ШПД. Сегодня компания работает на территории восьми районов, обслуживая свыше 35 тыс. абонентов, и по такому показателю, как среднее число пользователей на район, занимает одну из лидирующих на рынке позиций. И топ-менеджмент, и состав владельцев компании за время ее существования неоднократно обновлялся, и к катастрофе это отнюдь не привело, - а устойчивость по отношению к таким переменам является одним из критически важных требований. Несколько недель назад по рынку прошла информация, что владельцы "Корвета" рассматривают возможность его продажи. С учетом имеющихся наработок и ноу-хау (в частности, мощной билинговой системы собственной разработки) это – несомненно – лакомый кусочек.

Какова может быть цена вопроса? И "Су-29 Телеком", и "Корвет-Телеком" в течение сравнительно недавнего времени уже частично продавались - Алексею Запорожцу и Питеру Герви соответственно. Безотносительно к правдоподобности оценок, озвучивавшихся прессой на момент этих продаж, - очевидно, что в данном конкретном случае покупатель будет платить не за абонбазу и зарытую в землю оптику, а – за недостающие ему компетенции, квалифицированные команды и имеющиеся ноу-хау (напомню, основной бизнес "Мостелекома" на сегодняшний, да и на послезавтрашний день – доставка ТВ-сигнала, причем в самое ближайшее время этот сигнал придется переводить на цифру). С учетом привходящих, правдоподобным представляется ценовой коридор между $1000 и $1500 за абонента. Это дает нам оценку в $20 млн. - $30 млн. для "Су-29 Телеком" и $35 млн. - $50 млн. для "Корвет-Телекома".

Как такая сделка повлияет на стоимость абонента? Понятно, что первой реакцией будет очередной всплеск ценовых ожиданий со стороны сетей, рассматривающих сейчас вопрос о возможной продаже. Этот всплеск, однако, будет непродолжительным, поскольку реальное повышение ставок могло бы произойти лишь при заметном и стабильном повышении платежеспособного спроса.

А вот с этим дела обстоят куда скромнее, чем того хотелось бы продавцам. "Нэт Бай Нэт Холдинг" пару месяцев назад анонсировал, что до конца года намерен довести свою абонбазу до 150 тыс. (т.е. суммарные покупки явно не превысят 15 тыс. абонентов), после чего возьмет тайм-аут на модернизацию приобретенных активов. "Ренова-Медиа" к новым приобретениям, видимо, не готова - в холдинге идет серьезная реструктуризация, причем "пережевывание" купленных в начале года "МИГ-Телекома" и "TC EXE" идет, похоже, намного труднее, чем изначально предполагалось. "Корбина" уже очень и очень давно если и покупает, то только "голую" абонентскую базу, не дороже $100 за душу. Что же касается "Нафты", - то в качестве носителя необходимых компетенций ей достаточно совершить единственное приобретение. Покупка операторов ради кабельной инфраструктуры и абонентской базы, если и будет производиться, - то по ценам существенно более низким.

Каковы окажутся долгосрочные последствия для рынка? Это будет очень и очень сильно зависеть от успешности интеграции новой покупки с уже имеющимися активами. Любые сколь угодно хорошие стартовые условия можно пустить псу под хвост неумелой реализацией - безусловно. Но стоит помнить, что стартовые условия "Нафты" не просто хороши, а уникальны - причем отнюдь не только благодаря трехмиллионной абонбазе и особому статусу.

Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи…

журнал Вебпланета
http://webplanet.ru/