Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Девушка "Лена" вновь обманывает сотовых абонентов


28.01.2008

Девушка "Лена" вновь обманывает сотовых абонентов

Нынешний январь ознаменовался в Петербурге всплеском активности мошенников, использующих мобильную связь. Последние три недели абонентов МТС засыпала SMS-сообщениями "девушка Лена", просившая пополнить счет по указанному в тексте номеру.

Сразу после Нового года абонентам МТС в Санкт-Петербурге начали приходить странные SMS-сообщения. Все они были примерно одинакового содержания: "Привет! Положи 300 рублей на номер ***, Лена". Сообщения "от Лены" приходят с разных телефонов, при перезвоне на номер он оказывается заблокированным. Рассылка носит массовый характер, SMS получили, по самым скромным подсчетам, несколько десятков тысяч человек. Некоторые — по 2–3 раза. Тем не менее, нашлось некоторое количество доверчивых людей, которые пополняли указанный счет.

Впервые случаи данной разновидности мошенничества были зафиксированы еще осенью 2006 г. Тогда сообщения о том, что "Лена" выманивает у доверчивых граждан деньги, появлялись на пространстве от Северодвинска до Старого Оскола. В Петербурге "Лена" появилась летом прошлого года, тогда она сообщала, что находится на шашлыках за городом, и традиционно просила положить на номер 300 рублей.

Стоит отметить, что полученные мошенниками деньги шли не на разговоры. Как предполагает эксперт в области безопасности сотовой связи, пожелавший остаться неназванным, получив деньги на счет, преступники, используя онлайн-сервисы, переводят их в электронные платежные системы. "Потом деньги можно либо обналичить, либо совершить на них покупку в онлайн-магазине", — поясняет собеседник CNews.

По мнению Сергея Луссе, руководителя группы поддержки сертификаций компании Nokia Siemens Networks, рассылка, скорее всего, производилась вручную. "Чтобы организовать автоматическую рассылку SMS, необходимо получить доступ к SMS-центру оператора. Его может дать оператор каким-либо сторонним компаниям, например, контент-провайдерам и им подобным, согласно заключенному договору. Этих компаний не так много, и все они на виду", — считает он. 

По мнению Сергея Луссе, возможно, что одна такая недобросовестная компания и организовала рассылку, но это маловероятно — оператор бы сразу расторг с нею договор. Еще он предполагает, что, скорее всего, злоумышленники берут номера наугад, а для рассылки купили несколько дешевых "симок". С ним не согласен аналитик Денис Кусков: "Скорее всего, преступники действуют с помощью специальной программы, разработанной „под себя". Если бы рассылка шла с реальных SIM-карт, пресечь ее не составило бы труда".

Отметим, что для нового выхода в свет "Лена" выбрала абонентов МТС. Именно их сообщениями о новой волне рассылок заполнены профильные форумы. Одна из пострадавших, в частности, написала: "Маме с бабушкой пришло такое сообщение, у всех нас МТС. Бабушка в ужасе позвонила маме и сказала, что я попросила положить мне на счет 300 рублей. Меня зовут Лена". В итоге пожилая женщина лишилась немалой для нее суммы.

В пресс-службе северо-западного филиала МТС отмечают, что противодействовать рассылке трудно, так как существует много специальных программ, некоторые из которых поставляются с мобильными телефонами. "Также технически возможно написать робота, который в автоматическом режиме отправлял бы через них SMS, однако цена там значительно выше, чем у сотовых операторов, и использование таких сервисов представляется для данных целей экономически неоправданным", — полагает один из опрошенных CNews экспертов.

Между тем, по оценкам юристов, действия преступников включают в себя обман и злоупотребление доверием, что предусматривается статьей 159 Уголовного кодекса РФ. "С моей точки зрения, должно быть возбуждено уголовное дело. Наказание в данном случае зависит от совокупного ущерба, нанесенного мошенниками абонентам", — считает председатель совета директоров компании "Некстер" Антон Богатов. По его словам, ущерб потерпевшим придется взыскивать с самих мошенников в рамках гражданского иска в уголовном процессе или отдельного гражданского иска. Оператор же в данном случае, в соответствии с п. 3 ст. 17 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", никакой ответственности не несет.

Найти преступников будет практически невозможно, уверен Денис Кусков, единственное, что могут предпринять операторы — быть готовыми к новым атакам. "В разное время объектами подобных SMS-махинаций становились абоненты всех крупных сотовых операторов, — говорит он. — Но „Лена" продолжает появляться. От таких атак не застрахован никто, однако если первый удар пропускать допустимо, то к следующим нужно готовиться уже сейчас, уделяя больше внимания уязвимостям системы".

По данным МТС, ежемесячно от абонентов по Северо-Западу поступает "порядка 380 заявлений о неосмотрительной активации карт оплаты". Что касается мошенничества, то оператор информирует абонентов об известных схемах с помощью объявлений на сайте. "Собственно расследования ведутся правоохранительными органами. Мы отслеживаем подозрительные номера, занимаемся информированием абонентов", — сообщили CNews в пресс-службе оператора.

 

Источник: CNews
www.telecom.cnews.ru/