Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые сервисы в сетях 3G будут основаны на скоростной передаче данных


06.02.2008

Рынок дополнительных услуг в сетях мобильной связи (Value Added Services, VAS) замер в России в ожидании роста. Вполне возможно, что этот рост ему принесут уже начавшие свою работу в России сети третьего поколения (3G). Пока же контент-провайдеры и операторы сотовой связи предложили пользователям все возможные варианты дополнительных информационно-развлекательных услуг – от голосовых справочных до обширных коллекций медиаэлементов. Это перенасытило рынок так называемым "традиционным контентом". Судя по опыту компаний Западной Европы и США, новые сервисы в сотовых сетях третьего поколения, 3G, базируются в основном на скоростной передаче данных. Это, во-первых, видеосервисы (загрузка видеофильмов и клипов по требованию, просмотр видеоинформации на сайтах). Учитывая тот факт, что к 2011 году почти 500 млн. абонентов будут смотреть телевизионные передачи по мобильным телефонам как с помощью DVBН, так и с помощью HSDPA в сотовых сетях (данные компании IMS), крупные вендоры уже предлагают операторам связи решения по организации телевизионных каналов для массовой аудитории. В этот пакет входят такие сервисы, как электронный гид, телевидение с оплатой за просмотр программ, трансляция эфирных каналов, контент по запросу, полный набор сервисов для голосования, загрузка музыки, видеороликов и покупки в электронных магазинах.

Также получат распространение файлообменные сервисы. Для этого операторам связи, безусловно, придется внедрять решения по управлению трафиком в мобильных сетях третьего поколения с поддержкой скоростных протоколов HSDPA. C помощью специализированного программного обеспечения нагрузку при обмене файлами можно вывести на такой уровень, который позволит нормально работать другим приложениям (к примеру, "голос через интернет", VoIP).

Будет сделана ставка и на мобильное ТВ. Но речь идет не о простом "прогоне картинки" на мобильные устройства, а о комплексном решении, с помощью которого пользователь получит возможность участвовать в формировании программы вещания. Причем операторам придется внедрять сразу три технологии передачи видеоданных.

С одной стороны, Broadcast – один канал, по частоте вещания отличный от сотовой сети третьего поколения (2,1 ГГц), с помощью которого можно передавать эфирное ТВ и популярные программы по кабельным каналам. Пользователи смогут принимать таким образом 7–8 каналов на своем терминале (оснащенном дополнительным TВ-модулем), как на обычном телеприемнике. С другой стороны, Unicast, когда для каждого желающего оператор организует отдельный канал видеоинформации с полностью индивидуальными настройками и наполнением (передача данных – по специально адаптированной мобильной сети). И промежуточный вариант – Multicast, сочетающий два вышеприведенных решения.

Еще одну надежду контент-провайдеры и операторы мобильной связи в сетях 3G возлагают на рынок мобильного маркетинга. В денежном выражении его объем в 2007 году составил 17–20 млн. долл. и продолжает расти. Один из самых важных катализаторов его роста – мобильная реклама, то есть возможность размещать рекламные сообщения и баннеры внутри мобильных вещательных каналов и сервисов (видеоподкасты, интерактивные порталы для мобильных терминалов и т.д.).

Между тем значимого изменения в ближайшее время на отечественном рынке не произойдет: ведущие 5–10 контент-провайдеров ("Авант Мобайл", "Ай-Фри", "Инфон", "Информ-мобил", "Солво Интернешнл", "Шемрок Геймс", "Playfon"...), как и раньше, будут "снимать сливки", обслуживая контентные нужды операторов. Хотя, конечно, в области развития VAS-сервисов для 3G гораздо больше инициативы ожидается от операторов, чем от контент-провайдеров. Ведь именно им надо возвращать вложения в сети третьего поколения. Со временем провайдеры мобильной связи, без сомнения, будут пытаться более жестко контролировать рынок, используя контент-провайдеров не как независимых партнеров, а как аутсорсинговых поставщиков, выполняющих четко поставленные задачи с заранее обозначенным уровнем прибыли.

Драйвером услуг VAS в сетях 3G будет являться контент, который не только потребляется массовым пользователем, но им же и производится. Роль оператора в этом случае сводится только к предоставлению сервиса по систематизации, хранению и предоставлению этого контента. Тут весьма вероятна интеграция интернет-сервисов с мобильными устройствами, требующая передачи больших объемов фото и видео. Таким образом, заинтересованность операторов, связанная с пропуском максимально большого объема трафика без привлечения различных агрегаторов, правообладателей и т.п., с которыми нужно делиться прибылью, выглядит вполне естественно.

По оценке участников рынка, например, маржинальность мелодий невысока и составляет в среднем 10%. Для сравнения: маржинальность популярных интерактивных сервисов (знакомства по SMS) и различных медиапроектов гораздо выше (20–25%) за счет того, что там нет авторских отчислений и расходов на рекламу. В связи с этим перспективы использования различных автоматизированных платформ, приближающих поставщиков контента к потребителю, позволяют снизить стоимость обслуживания сервиса, предложить невысокую маржу, уменьшить цену услуги и сделать ее массовой.

Источник:Независимая газета
www.ng.ru