Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Корпоративный рынок связи


26.09.2008

С развитием экономики потребность бизнеса, независимо от его размера и отрасли, в которой он работает, в телекоммуникационных услугах растет. Уже сегодня с уверенностью можно говорить о том, что компания без представительства в Интернете выглядит сомнительно. Да и найти подобную компанию потенциальному клиенту становится все сложнее. Если сайт компании не находят поисковые машины в ответ на запросы пользователей, то можно говорить, что компания обкрадывает себя, отсекая огромную аудиторию потенциальных клиентов. Телефон компании должен всегда быть свободным, а время ожидания на линии не должно превышать разумные пределы. Именно сайт в Интернете, а также возможность без проблем дозвониться в офис компании становятся визитной карточкой компании, тем самым первым впечатлением, которое сложно потом исправить.

Про важность телекоммуникаций для построения нормальных бизнес-процессов говорить даже не стоит. В современном мире взаимодействие с бизнес-партнерами происходит именно посредством использования современных (и не очень) телекоммуникационных средств. Как следствие, выбор правильного партнера в вопросах построения телекоминфраструктуры компании является одним из аспектов организации успешного бизнеса.

Сегодняшний рынок телекоммуникаций для корпоративных пользователей существенно отличается от того, каким он был недавно. Еще пять лет назад нормой было получение каждого вида телекоммуникационных услуг от различных операторов. Местная связь предоставлялась одним оператором, чаще всего местным монополистом в этой области, Интернет — вторым, дальняя связь — третьим, счет за телевидение приходил от четвертого оператора, а за сотовую связь — от пятого. Сейчас ситуация меняется. Правда, изменения эти обусловлены не столько направленными попытками операторов что-то улучшить, сколько развитием технологий, которые позволяют оказывать все услуги при помощи одной сети. Речь, конечно же, о NGN, переход на который обсуждается уже очень много лет, и шаги в этом направлении предпринимают все операторы. Есть все основания полагать, что завершится миграция уже к 2012 г. Для операторов это будет означать сокращение издержек и повышение управляемости сетью, для клиентов — возможность получать услуги "из одной розетки", а также самостоятельно и без проблем управлять набором услуг.

С проводом

Последние пару лет наблюдается снижение темпов роста сектора фиксированной телефонии в сегменте корпоративных клиентов. И если совсем недавно телефония была драйвером рынка, тем стимулом, который заставлял компании обращаться к операторам и становиться их клиентами, то в уже обозримом будущем местная телефония имеет все шансы войти в разряд услуг, предлагаемых операторами "для ассортимента". При этом количество фиксированных телефонных номеров, используемых корпоративными пользователями, не увеличивается, а в ряде регионов и вовсе сокращается. Дело в том, что эффективно работать на рынке местной телефонной связи операторы могли только в тот период, когда клиент ради телефонизации офиса был готов идти на серьезные материальные траты и довольствовался иногда весьма невысоким качеством услуг, которое подчас зависело от погоды за окном. Но выхода у потребителя не было — сотовая связь относилась к предметам роскоши, и вести бизнес, используя мобильный телефон не для экстренной связи, а для повседневной работы, могли себе позволить далеко не все фирмы. А с учетом того, что бизнес значительной части корпоративных клиентов основывается на гигантском входящем трафике (который в те времена был платным) от клиентов и партнеров, задействовали мобильный телефон в качестве офисного, помимо самих компаний сотовой связи, считанные единицы предприятий. Когда рыночная ситуация изменилась (сотовая связь подешевела, а входящие звонки стали бесплатными) и в качестве офисного телефона клиенты начали все чаще использовать сотовый, операторы оказались в довольно неприятном положении. Снижать цену на услуги нет особого смысла, так как это вряд ли сгенерирует мощный поток новых клиентов, способный покрыть сокращение выручки от уменьшения тарифов. А заинтересовать клиента с помощью неценовых методов тем более сложно — годы относительно спокойного развития рынка, который просто следовал за ростом экономики и потребностей бизнеса в телекоммуникационных услугах, сделали свое дело. В итоге операторы фиксированной связи оказались не готовы к смене рыночной модели — рынок продавца уступил место рынку покупателя, так как у пользователей впервые появилась реальная и доступная альтернатива.

И без провода

Бурное развитие рынка мобильной телефонии обусловило повышение интереса к беспроводным технологиям. Если раньше они чаще рассматривались как альтернатива кабелю, то теперь беспроводной способ доступа стал восприниматься как вполне самостоятельный способ телефонизации/интернетизации помещений. На волне этого внимания стала продвигаться идея мобильного беспроводного доступа по технологии WiMAX. Идея могла заинтересовать определенный сегмент именно корпоративных клиентов, компаний, для которых критична возможность беспроводного широкополосного доступа в любой точке покрытия. Однако она так и не была реализована — видимо, оценив результаты попыток внедрения сетей 3G в сотовой связи, производители оборудования поняли, что мобильный широкополосный доступ не найдет своего потребителя.

Развитие фиксированного WiMAX имеет более радужные перспективы по сравнению с мобильным вариантом. Основным преимуществом беспроводного доступа является то, что в этом случае компании не страшны никакие изменения места дислокации, что очень важно при нынешнем довольно нестабильном рынке недвижимости. Однако стоимость услуг фиксированного WiMAX для конечного пользователя в большинстве случаев пока выше, чем у проводных операторов. Кроме того, менее стабильная работа беспроводных технологий не позволяет WiMAX-операторам на равных конкурировать с операторами оптоволоконных сетей.

Мобильные пользователи

Сотовые операторы особое внимание начинают уделять корпоративным пользователям, что обусловлено, в частности, их большей стабильностью по сравнению с физическими лицами. Эта категория пользователей не заинтересована в смене номеров, они не "переметнутся" к другому оператору при первом же снижении цены у конкурентов. Выручка от таких абонентов выше, а проблем они создают меньше. Однако в России сложилась довольно парадоксальная ситуация — в абонентских базах сотовых операторов доля корпоративных клиентов была невелика и измерялась единицами процентов. До последнего времени бизнесмены предпочитали компенсировать своим сотрудникам затраты на сотовую связь, а не раздавать корпоративные SIM-карты. Данная политика была оправдана, поскольку номер сотового телефона считался у нас очень личной, почти интимной информацией и давался ограниченному числу людей, однако с точки зрения экономической безопасности сложившаяся ситуация была довольно странной, ведь все клиенты сотрудника замыкались на его личный номер телефона, и при увольнении работника клиенты могли "автоматически" уйти вместе с ним в в другую фирму.

Такое положение дел перестало устраивать и операторов мобильной связи, и бизнес, поэтому два года назад операторы "повернулись лицом" к корпоративным клиентам. Были снижены пороговые значения по количеству обслуживаемых SIM-карт, начиная с которого клиент может обслуживаться по корпоративным тарифным предложениям, разработан целый ряд тарифных планов, учитывающих нужды малых и средних корпоративных пользователей. Все это привело к тому, что численность корпоративных пользователей в 2007 г. увеличилась не менее чем на треть по сравнению с предыдущим годом.

Широкая полоса

Прошли те времена, когда рынок широкополосного доступа в Интернет формировался в основном за счет корпоративных клиентов. Если еще в 2004 г. наблюдался паритет этих двух категорий пользователей ШПД по количеству абонентов, то в конце 2007 г. соотношение было — один корпоративный абонент к пяти частным пользователям. В конце текущего года соотношение составит один к десяти — рост в сегменте корпоративных пользователей практически завершен. Сегодня почти не осталось предприятий, которые хотели бы использовать ШПД, но не имели бы технической возможности или отказывались от него ввиду высокой стоимости доступа. При этом общее число предприятий увеличивается не очень высокими темпами (единицы процентов), соответственно, и рынок ШПД не может демонстрировать десятки процентов роста.

Исходя из этого, можно предположить, что в ближайшее время рынок будет расти за счет увеличения потребления трафика существующими клиентами. Следует отметить, что рынок ШПД для корпоративных пользователей, несмотря на высокую конкуренцию, пока "держит оборону" в вопросах тарифообразования, и на нем нет таких ценовых предложений, как для частных клиентов. Конечно, все эти факты в большей степени относятся к столичным рынкам ШПД, но с учетом истории развития рынка сотовой связи, скорее всего, в следующие два-три года аналогичная ситуация сложится в подавляющем большинстве российских регионов.

Главные лица

Крупнейшими операторами, ориентированными на корпоративных клиентов, являются "Голден Телеком", "Комстар", "Синтерра", "ТрансТелеКом" и "Эквант". Каждый из них занимает определенную нишу на рынке. Например, "ТрансТелеКом" основной акцент в своей деятельности делал на IP-VPN, а благодаря своей оптоволоконной сети, проложенной вдоль железной дороги, может предоставлять каналы практически в любую точку России, куда доходят поезда. Основное отличие "Синтерры" — использование технологии WiMAX. "Голден Телеком" долгое время был крупнейшим альтернативным оператором, однако после того как "Комстар" стал учитывать в своей отчетности МГТС, лишился этого звания. Впрочем, после объединения с "Вымпелкомом" оператор получит ряд преимуществ, о которых подробнее будет рассказано далее. "Комстар" имеет сильнейшие позиции в Москве. "Эквант" концентрируется на обеспечении высокой безопасности своей сети. Несправедливо обойти стороной и РТКОММ.ру. Правда, этот оператор нацелен, скорее, на операторов и крупных и очень крупных корпоративных клиентов, плюс сменил акционеров и принадлежит теперь бывшему монополисту рынка дальней связи, компании "Ростелеком".

Однако следует отметить тот факт, что бизнесы даже крупнейших операторов постепенно начинают обретать общие черты. Операторы, которые занимались магистральными каналами связи, постепенно получают лицензии на местную связь, а операторы, чьей вотчиной была преимущественно работа с конечным пользователем, начинают строить магистральные сети. Набор услуг у всех становится стандартным: местная и дальняя связь, доступ в Интернет, виртуальные частные сети. Вопрос в том, в каких пропорциях представлены эти услуги у операторов.

Важным событием на рынке связи для корпоративных клиентов станет объединение "Вымпелкома" и "Голден Телекома". Это приведет к тому, что на рынке появятся, наконец, интересные для пользователей решения по конвергенции фиксированной и мобильной связи. Технологически подобного рода услуги уже давно возможны, но вот экономического интереса для пользователей в их внедрении было немного. Раньше при реализации подобных конвергентных предложений клиент пользовался услугами двух и более операторов, что автоматически отражалось на его расходах.

Нечто похожее делает сейчас "Уралсвязьинформ", так как предоставление услуг как сотовой, так и фиксированной связи является собственным производством оператора. Правда, в отличие от "Вымпелкома" с "Голден Телекомом", "Уралсвязьинформ" жестко ограничен территориальными рамками и не может оказывать подобных услуг за пределами Урала.

Связь с дальними

Услуги междугородной и международной телефонии — пожалуй, единственный сегмент телекоммуникационного рынка, в котором корпоративные пользователи имеют существенные преимущества перед физическими лицами в плане цены. В этом секторе идет серьезная борьба за потребителя. Она не так заметна, как в секторе широкополосного доступа, но рынок только начинает входить в стадию реальной демонополизации, когда процесс легализации деятельности операторов, ранее предоставлявших услуги по не совсем законным схемам, завершен, и начинается нормальная работа, направленная на завоевание рынка. Чем и занимаются, подчас весьма агрессивно, недавно вышедшие на этот рынок операторы, используя, в том числе, и снижение цен на услуги. Есть все основания полагать, что этот процесс в ближайшем будущем будет продолжен.

Искусственный разум

В связи с постоянным и значительным повышением ставок на аренду недвижимости и постепенным смещением деловой активности в электронную среду особую актуальность для бизнеса, особенно малого и среднего, приобретают организация виртуальных офисов и обеспечение удаленной работы своим сотрудникам. Для этого могут использоваться разнообразные операторские решения, например, услуга "виртуальный офис", который организуется на базе операторского колл-центра и позволяет принимать звонки от клиентов и партнеров.

Свобода выбора

Несмотря на привилегированное, на первый взгляд, положение корпоративных пользователей по сравнению с частными, первые зачастую лишены весьма важной возможности — свободно выбирать оператора. Проблема в пресловутой "последней миле". Правда, сейчас вопрос имеет иной характер, нежели в 90-х гг. прошлого века. К сегодняшнему дню операторы проложили достаточное количество оптоволокна и построили разветвленные сети разнообразной архитектуры. Казалось бы, что может быть проще — выбрал подходящего провайдера, и подключайся. Вот тут зачастую начинается самое интересное, оно же самое неприятное. Оказывается, что выбранный провайдер не имеет доступа в здание бизнес-центра, в котором вы снимаете офис. В силу вступают не совсем честные механизмы конкуренции, которые находят свое выражение в виде частных договоренностей с застройщиками и управляющими компаниями бизнес-центров "об эксклюзивных правах на оказание телекоммуникационных услуг". По сути, операторы являются монополистами в данном здании и могут "не скромничать" в назначении цены на услуги, так как конкурентам доступ в здание закрыт. Это может стать серьезной проблемой в будущем, учитывая постепенную концентрацию клиентов в рамках бизнес-центров и бизнес-парков.

Вместо заключения

Возвращаясь к проблеме выбора оператора, хочется отметить тот факт, что громкий бренд и известность на рынке вовсе не являются гарантией того, что выбранная компания сможет удовлетворить потребности именно вашего бизнеса. Чем крупнее оператор, тем больше шансов, что он неповоротлив, имеет стандартные наборы услуг и четко прописанные процедуры их предоставления. Такой вряд ли будет тратить много усилий на удовлетворение запросов некрупного потенциального клиента. Гораздо больше гибкости и желания пойти навстречу клиенту характеризует, скорее, мелких игроков рынка. Именно индивидуальный подход к клиентам небольших операторов позволяет им весьма неплохо себя чувствовать на высококонкурентном рынке телекоммуникационных услуг для корпоративных пользователей.

Источник: cio-world.ru
www.cio-world.ru/