Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мобильник - не роскошь, а средство связи


20.01.2009

Мобильник - не роскошь, а средство связи

Мобильные телефоны из-за кризиса перестали быть для россиян статусной вещью. Продажи трубок резко упали в последние месяцы, и в 2009 году ситуация только ухудшится, прогнозируют эксперты. Несмотря на снижение спроса, цены на сотовые телефоны продолжат расти, а услуги связи будут дорожать.

    В 4-м квартале 2008 года на российском рынке было продано 4,2 млн мобильных телефонов по сравнению с 12,5 млн за 3-й квартал, говорится в докладе аналитической компании Mobile Research Group (MRG). Падение продаж связано с кризисом и отсутствием кредитов, что негативно сказалось на ценовом сегменте от 200 долл. и выше. Всего за прошедший год продажи составили 32 млн трубок, что на уровне 2007 года. По прогнозам MRG, за первые три месяца наступившего года по оптимистичному сценарию может быть реализовано 5,4 млн телефонов, но общий объем розничного рынка в 2009 году не превысит 24 млн трубок - это в 1,3 раза меньше, чем в 2008-м. Мобильные телефоны перестали быть предметом первой необходимости, статусной вещью, отмечает ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. Срок жизни аппаратов увеличивается: рост вторичного рынка был зафиксирован еще в декабре, и в текущем году он составит не менее 10 млн аппаратов.

    По оценке независимого аналитика, преподавателя Академии народного хозяйства Владимира Богданова (до 2007 года - вице-президента "Евросети"), в 2008 году в РФ было продано более 36 млн сотовых телефонов, что на 12 проц. больше, чем год назад. Объем розничных продаж достиг 7,48 млрд долл., рост почти на 10 проц. В кредит покупалось до 16 проц. мобильников, но этот показатель уменьшился с 20 проц. в январе до 8 проц. в декабре. Средняя розничная цена приобретаемого телефона за год снизилась на 2,1 проц. - до 206 долл., говорится в аналитических материалах. (По данным MRG, 181 долл. в 4-м квартале). В 2009 году средняя стоимость составит уже 165 долл., но вырастет в рублях до 5,7 тыс. руб. Общий объем розничных продаж в 2009 году упадет на четверть - до 27,2 млн телефонов, полагает эксперт.

    Цены на мобильные телефоны в наступившем году будут расти. Только за первую рабочую неделю января они подорожали на 3 проц. в среднем по рынку, в некоторых сетях он был значительно выше, сообщили в MRG. Из-за ослабления российской валюты и повышения цен производителей следующая корректировка в текущем месяце составит примерно 5 проц. и будет небольшой благодаря старым складским запасам у продавцов. В феврале цены поднимутся на 7-15 проц. в зависимости от марки и модели телефона. В 1-м полугодии 2009-го в виде редкого исключения снижаться может лишь стоимость некоторых моделей с минимальным уровнем продаж. Дешеветь сотовые телефоны начнут не раньше конца 4-го квартала 2009 - начала первого квартала 2010 года, считают эксперты.

    У Sony Ericsson, доля которой в розничных сетях за последние недели 2008 года снизилась до 9 проц., новые расценки начнут действовать с 1 февраля (в зависимости от модели телефоны подорожают на 5-14 проц.), и в компании не исключают дальнейший рост цен и в марте. Samsung с 15 января повысила цены на бюджетные аппараты на 12 проц., а новая волна подорожания может произойти лишь при изменении курса доллара до 37-39 руб., полагают в MRG. Nokia официально обновит прайс-лист в конце месяца - ожидается, что корректировка цен на массовые модели в бюджетном сегменте составит 9-11 проц., в среднем - 8-9 проц., в высоком ценовом сегменте - 5-8 проц.

    Услуги операторов сотовой связи в наступившем году подорожают на 15-20 проц., но это повышение будет напрямую связано с инфляцией, а не укреплением доллара. Кроме того, в отличие от розничного рынка телефонов цены на тарифные планы станут расти постепенно, и подорожание будет растянуто во времени на 6-7 месяцев. Операторы большой тройки в 2006 году зафиксировали курс доллара на фоне его снижения и затем начали переход на рублевые тарифные планы. Так, Билайн с 1 июня 2006 года имеет фиксированный курс доллара на уровне 28,7 руб., и причин для скорого пересчета тарифов нет, объясняют специалисты. Вместе с тем удешевление рубля обрушивает все показатели для компаний, например, ARPU (средний доход на абонента), так как исторически они номинируются не в рублях, а в долларах США.

Источник: ИА Финмаркет
www.finmarket.ru