Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Гарри Копонен (Tele2): спрос зафиксировался на определенном уровне и пока больше не падает


15.05.2009

Гарри Копонен (Tele2) спрос зафиксировался на определенном уровне и пока больше не падает

Оператор Tele2 во всех странах своего присутствия стремится оставаться непохожим на конкурентов, в Европе новым символом компании недавно стала черная овца. В России услуги компании рекламируют мафиози. Президент Tele2 Гарри Копонен рассказал корреспонденту РБК daily Антону Бурсаку, почему его компания считает необходимым инвестировать в Россию, несмотря на кризис, почему его компания в отличие от операторов "большой тройки" не сильно пострадала от курсовых разниц, и порадовался, что в отличие от скандинавских коллег из Telenor его компания развивает бизнес в России, не привлекая местных партнеров.

— Сотовые операторы "большой тройки" уже объявили о существенном снижении CAPEX, при этом вы сообщили, что намерены в 2009 году сохранить размер инвестиций. Есть ли вероятность, что вы измените планы по вло­жениям?

— В 2007 году мы получили лицензии GSM в 17 регионах России в шести федеральных округах и сейчас продолжаем в них строительство сетей. Операции в Томской области будут запущены в течение мая—июля, еще в шести регионах сеть появится в третьем квартале. Мы не отступаем от своего плана: ранее мы говорили, что всего в течение 2009 года мы хотим запустить до 12 новых регионов. В текущем году мы планируем капитальные затраты в этих 17 регионах в размере около 1,3—1,5 млрд шведских крон (163—190 млн долл.). Кризис по-разному сказался на регионах России, в числе потенциальных, хотя и маловероятных сценариев мы рассматриваем и существенное ухудшение экономической ситуации, так же как и дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару. В таком случае мы можем отказаться от вложений в ряде регионов, однако пока мы наблюдаем другую тенденцию: спрос зафиксировался на определенном уровне и пока больше не падает.

— "Большая тройка" уже начала "точечно" поднимать тарифы на свои услуги, чтобы компен­сировать потери от курсовых разниц. Допускаете ли вы, что в будущем тоже предпримете такие действия?

— Наша стратегия состоит в том, чтобы предоставлять максимально высокое качество услуг по самым низким на рынке ценам. Если другие компании поднимают цены, у нас появляется окно для повышения тарифов. Пока тарифы других компаний растут достаточно незаметно для абонентов. Со своей стороны мы стараемся не повышать цены, а если этого невозможно избежать, все равно остаемся дешевле других. Это наша политика.

— Российские операторы уже зафиксировали существенные убытки от курсовых разниц. Насколько эта проблема актуаль­на для вас?

— Курсовые разницы оказали влияние и на наш бизнес, однако в отличие от российских операторов значительная часть наших доходов номинирована в долларах и евро. В первом квартале текущего года 47% наших доходов были номинированы в евро, 21% — в рублях, 24% — в шведских кронах и других валютах скандинавских стран и 8% — в других валютах. Мы столк­нулись с девальвацией рубля за первый квартал 2009 года, но эти потери были частично компенсированы за счет укрепления евро и других валют, в которых мы получаем доходы.

— Для региональных операторов по-прежнему актуальной проб­лемой является отсутствие свободных GSM-частот в Москве. Проводите ли вы сейчас какие-то консультации с регулятором по этому поводу?

— Мы заинтересованы в получении частот в Москве, однако сейчас мы хотим сконцентрироваться на развитии бизнеса в тех регионах, где у нас есть частоты. Когда этот вопрос будет решен, мы хотели бы вернуться к проблеме получения частот в московском регионе.

— Российские сотовые операторы осваивают сектор фиксированной связи — в частности, "ВымпелКом" купил Golden Telecom, а МТС готовится приобрести "Комстар-ОТС". А вам интересен сектор фиксированной связи в России?

— У нас есть активы в секторе фиксированной связи в Европе. Однако мы полагаем, что сейчас надо крайне консервативно относиться к инвестициям и концентрироваться на самых приоритетных направлениях. Для нас таким направлением в России сейчас является мобильная связь, и мы пока намерены оставаться в этом секторе. Для нас ключевым является понятие "мобильности", именно это мы хотим предлагать жителям Европы и России. Неважно, где ты находишься, ты должен иметь возможность воспользоваться голосовыми услугами и получить высоко­скоростной доступ в Интернет через свой мобильный телефон, без каких бы то ни было проводов.

— Как один из крупнейших инвесторов в российском телекоммуникационном секторе, можете ли вы прокомментировать ситуацию с судебным процессом Farimex против Telenor? Как она повлияла на отношение инвестиционного сообщества к России?

— Мы не имеем отношения к этой ситуации — это проблема Telenor и их партнеров. Мы развиваем свой бизнес в России самостоятельно и едва ли можем столкнуться со схожей ситуацией. Могу сказать, что лично я в такой ситуации действовал бы несколько иначе.

— Вам, вероятно, известно о том, что у ряда российских компаний есть идея создания альянса региональных операторов, в частности, в такой альянс, по мнению авторов этой идеи, могли бы войти СМАРТС, "Мотив", региональные "дочки" "Связьинвеста" и вы. Как вы относитесь к этой идее?

— Пока мы видим в России достаточно возможностей для самостоятельного развития. В настоящий момент мы не рассматриваем возможности вхождения в какие-либо альянсы.

— В том числе этот объединенный оператор мог бы претендовать на получение третьей федеральной 3G-лицензии.

— На данный момент я бы скорее говорил о перспективах развития в России сетей LTE — это более современная технология. Я заметил, что русские любят самые современные технологии. Сейчас мы совместно со своим шведским конкурентом, компанией Telenor, строим полномасштабную сеть 4G в Швеции. Если российский регулятор примет решение развивать в стране стандарт LTE, мы были бы заинтересованы участвовать в этом важном процессе. Однако ваш вопрос справедлив и с той точки зрения, что совместное строительство и эксплуатация сети нового поколения дает много преимуществ и возможностей. Это чуть ли не единственный способ существенно уменьшить CAPEX. Помимо партнерст­ва с Telenor мы аналогично работаем с Telia: 3G-сеть, построенная по принципам network sharing (совместного использования сетей. — РБК daily) и MVNO (виртуальный мобильный оператор. — РБК daily), успешно работает на протяжении нескольких лет.

Источник: РБК daily
www.rbcdaily.ru