Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Всеволод Розанов (Sistema Shyam Teleservices): мы получили фору, а рынок оказался менее конкурентным, чем мы прогнозировали


04.09.2009

Всеволод Розанов (Sistema Shyam Teleservices) мы получили фору, а рынок оказался менее конкурентным, чем мы прогнозировали

"Дочка" АФК "Система" Sistema Shyam Teleservices (SSTL) стала первой российской компанией, которой удалось развернуть полномасштабный телекоммуникационный проект за пределами России и стран СНГ. Президент Sistema Shyam Teleservices Всеволод Розанов рассказал корреспонденту РБК daily Александру Дементьеву, как компания скорректировала планы развития в период кризиса и почему в "Системе" уверены в том, что индийцам придется по душе бренд МТС.

— Как изменились планы SSTL в период кризиса?

— Конечно, кризис внес свои коррективы, заставив нас быть более внимательными в управлении затратами и распределении доходов. В то же время мы идем с опережением бизнес-плана как по темпам роста абонентской базы, так и по выручке. То есть, несмотря на кризис, проект успешно реализуется. Ранее мы говорили о том, что наша цель — выйти на положительный уровень по OIBDA в течение трех лет с момента ввода в действие наших сетей во всех индийских округах. На сегодняшний день мы прогнозируем достижение положительного показателя OIBDA к концу 2013 года, хотя я и не исключаю, что этот момент может наступить даже быстрее. В принципе для такого высококонкурентного рынка, как Индия, и трехлетний план выхода на положительный показатель OIBDA является очень амбициозным, но сейчас мы думаем о том, чтобы пересмотреть план в сторону сокращения этого срока, основываясь на практических результатах нашей работы в течение последнего года.

Сегодня мы имеем преимущество во времени по отношению к тем игрокам, которые одновременно с нами получили лицензии на индийском рынке. Так уж случилось, что на фоне кризиса большинство новых игроков не смогли приступить к практической реализации своих планов по выходу на рынок — у кого-то возник корпоративный конфликт, кто-то не смог найти инвестора. В итоге мы получили некоторую фору, а рынок оказался менее конкурентным, чем мы прогнозировали. Конечно, со стороны действующих игроков конкуренция отнюдь не ослабла. Ежемесячно суммарное число абонентов в Индии увеличивается на 10 млн человек, и все операторы прекрасно понимают, что за этих абонентов нужно бороться. Это хорошая возможность нарастить масштаб деятельности, и ее нельзя упускать. Понимаем это и мы. На конец августа наша абонентская база насчитывала более 1,8 млн абонентов, у нас происходит более 10 тыс. подключений ежедневно, и по мере ввода в действие сетей в новых округах мы наблюдаем, как динамика роста подключений также растет.

Когда мы выходили на рынок Индии, мы полагали, что все наши подключения будут осуществляться за счет новых абонентов. Но реальный опыт показал, что основная часть наших абонентов приходит к нам от других операторов. Нам как новому игроку приходится выходить на рынок с более низкими тарифами, предлагать бесплатные звонки в рамках своей сети, чтобы привлечь малый и средний бизнес. И если сегодня средний ARPU по рынку — 5 долл., то средний ARPU CDMA-операторов — 2,5 долл. Но именно сложившаяся рыночная конъюнктура позволяет нам привлекать абонентов в нашу сеть.

— Насколько сократился CAPEX компании?

— СAPEX снизился в первую очередь благодаря программам по его оптимизации, в то время как масштаб работ по развертыванию сетей остался прежним. Нам удалось договориться об очень выгодных условиях сотрудничества с поставщиками оборудования. Они увидели, что наша компания — серьезный игрок, который четко следует своему бизнес-плану, притом что другие почти прекратили закупки оборудования. Поэтому снижение CAPEX в деньгах не означает для нас сокращения производственной программы — мы получаем этот эффект за счет снижения закупочных цен, падения ставок по товарным кредитам и их пролонгации.

— Индийский регулятор предъявляет жесткие требования к срокам запуска сети. Успеете ли вы в них уложиться?

— В подавляющем большинстве регионов наши сети уже соответствуют требованиям регулятора, а в остальных округах в ближайшие пять-шесть недель будут завершены соответствующие работы. Требования к сети оператора предусматривают покрытие не менее 10% районных центров в каждом регионе — тогда лицензионные условия считаются выполненными. Требования связаны не с коммерческим запуском, а с исполнением определенных технических процедур. При грамотном планировании и наличии у оператора реального бизнес-плана по развертыванию сети соблюдение этих требований не влечет за собой больших инвестиций. Сегодня у меня нет оснований считать, что в каком-либо регионе мы не уложимся в срок. С другой стороны, не стоит забывать, что индийские регуляторные органы жестко требуют от операторов соблюдения этих условий. Так, было категорически заявлено, что в случае длительного несоблюдения требований частотный диапазон будет отзываться и передаваться другим операторам.

— Изначально SSTL была оператором фиксированной связи. Как планируете распорядиться этим бизнесом?

— У нас значительная база лояльных абонентов в Раджастане. С одной стороны, этот бизнес имеет хорошие перспективы, с другой — он по-прежнему остается для нас нишевым. В целом в Индии достаточно слабо развиты услуги фиксированной связи из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. В стране насчитывается всего 50—55 млн абонентов фиксированной связи против более чем 400 млн абонентов мобильной. И число приверженцев фиксированной связи не только не растет, но ежемесячно сокращается. Поэтому мы уверены, что в Индии рынок услуг передачи данных будет строиться в первую очередь на базе мобильной связи. В крупных мегаполисах, возможно, ряд абонентов будут пользоваться ADSL-решениями, но массовый ШПД не будет фиксированным. Естественно, мы по максимуму используем пакетные предложения для абонентов нашей фиксированной связи, включая безлимитный голос, ШПД и дисконтированные цены на национальный роуминг в нашей сети.

— То есть вы намерены активно развивать не только мобильные голосовые услуги, но и дополнительные, включая передачу данных?

— Это одно из направлений нашей маркетинговой стратегии. До конца года мы планируем выйти на рынок с услугами высокоскоростной мобильной передачи данных. Этот рынок нам видится "родным", поскольку мы являемся CDMA-оператором и обладаем целым рядом преимуществ по отношению к другим игрокам как с точки зрения технологии, так и с позиции бизнеса. Уже в октябре будет завершен бизнес-план по развитию данного сегмента на территории всей Индии и начнется его реализация. Наше ключевое преимущество заключается в том, что конкуренция в этом сегменте значительно ниже, чем в области голосовых услуг. Только два оператора предоставляют услуги передачи данных. Кстати, качество и надежность голосовых услуг существующих GSM-сетей также оставляют желать лучшего — в течение десятиминутного разговора обрывы связи случаются по несколько раз, и связано это с острой нехваткой GSM-диапазона. У нас такой проблемы нет, поскольку сеть только построена и мы обладаем существенным резервом. На данный момент запас пропускной способности нашей сети позволяет подключить в каждом регионе каждого округа до 1 млн абонентов без ухудшения качества услуг. А с учетом возможностей CDMA-технологий по передаче данных мы в ближайшее время планируем занять прочные позиции не только в сегменте конечных абонентов, но и на корпоративном рынке. Кстати, именно в области услуг передачи данных мы выйдем на положительную OIBDA раньше, чем в сфере голосовых услуг. Поэтому мы и планируем сделать развитие услуг передачи данных одним из ключевых направлений нашей стратегии. К тому же с учетом возможностей CDMA-технологий это не требует больших дополнительных инвестиций. По нашим оценкам, развертывание услуг передачи данных потребует увеличения CAPEX на 6—7%, при этом ARPU в этом сегменте в пять-шесть раз выше. К тому же это позволит нам привлечь абонентов с более высоким уровнем потребления, что позитивно скажется на ARPU в сегменте голосовых услуг.

— Насколько серьезно вы взаимодействуете с другой "дочкой" АФК "Система" — "Ситрониксом"?

— У нас несколько направлений взаимодействия с "Ситрониксом". "Ситроникс" выиграл тендеры на поставку биллинговой системы, RUIM-карт, также нам поставляется радиорелейное оборудование, хотя и не 100% от всего объема соответствующих закупок. Наша стратегия — два вендора на каждый тип продукции. Например, для базовых станций ключевыми поставщиками для нас являются ZTE и Huawei.

— Расскажите о ваших взаимоотношениях с местным ритейлом. Рассматриваете ли вы возможность запустить собственную розницу?

— Розница в Индии сейчас по своей сути стихийна и неорганизованна, на долю цивилизованного ритейла приходится менее 1% продаж. Фактически сотовую розницу представляют индивидуальные предприниматели — представители малого бизнеса, которые продают телефоны и SIM-карты. Безусловно, вопрос организации каналов дистрибуции для любого оператора очень важен, а для новых игроков он приобретает ключевое значение. Собственные магазины есть у большинства операторов, но это флагманские магазины, которые расположены в крупных городах и выполняют функции демонстрационных залов, где можно попробовать возможности мобильных телефонов, и больше напоминают дворцы, чем магазины. Мы тоже планируем открытие таких демонстрационных салонов — по одному-два в столицах штатов, где мы запустились. Это важно для правильного позиционирования бренда. Также мы уже в октябре начнем работу по развитию монобрендовой розницы на основе франчайзинга и надеемся, что это позволит существенно увеличить продажи, в особенности если речь идет об услугах передачи данных и модемах.

Сейчас мы видим хорошие возможности по построению эффективного канала продаж при незначительных инвестициях со стороны оператора. В силу того, что рынок емкий, абоненты непритязательны, а операторы не уделяли нужного внимания работе с розницей, мы имеем неплохие перспективы получить преимущество относительно конкурентов в этой области. Наиболее важным вопросом сегодня является определение максимально эффективной для оператора и привлекательной для розницы схемы комиссионного вознаграждения партнеров. Помимо комиссионных есть и другие важные для ритейлеров аспекты взаимодействия с оператором. Телефон для многих в Индии — это дорогое удовольствие, половина месячной зарплаты. Поэтому клиенты рассматривают продавца как ключевую фигуру в вопросах выбора модели мобильного телефона, а следовательно, и стандарта связи, и оператора в итоге. Поэтому обучение продавцов и их лояльность крайне важны как для оператора, так и для ритейлера, поскольку грамотная консультация обеспечивает приток покупателей. Соответственно, мы готовы предоставить помощь ритейлерам и собственную экспертизу в этой области.

— Продаете ли вы залоченные субсидированные телефоны в Индии?

— CDMA-операторы в Индии субсидируют телефоны, и эта субсидия существенная. Связано это с тем, что на рынке отсутствуют "свободные" CDMA-телефоны, не привязанные к тому или иному оператору, и оператор вынужден их субсидировать, чтобы обеспечить приток абонентов. Так, больше половины наших продаж приходится именно на субсидированные телефоны, еще четверть — это просто продажа контрактов. В то же время ситуация понемногу начинает меняться. В конце августа на индийском рынке был представлен первый телефон CDMA в рамках инициативы Open Market Handset, активным участником которой мы являемся. Эта инициатива направлена на внедрение престижных моделей телефонов с возможностью установки в них RUIM-карт любого CDMA-оператора. Мы планируем до конца года иметь в своем распоряжении около десяти таких моделей от производителей мирового уровня, что позволит существенно повысить популярность CDMA-технологий, особенно среди городского населения со средним и выше среднего уровнем достатка, а также снимет с операторов необходимость в субсидировании трубок. Что же касается субсидирования другого типа конечного оборудования, например модемов, где ARPU от услуг передачи данных существенно выше, чем от голосовых услуг, то модемы мы не субсидируем.

— На какой стадии находится проект по инвестированию Российского государства в SSTL?

— Этот вопрос прорабатывается представителями АФК "Система" и государства, но никаких новостей на данный момент пока нет.

Источник: РБК daily
www.rbcdaily.ru