Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Сергей Приданцев (Комстар-ОТС): в Москве услуги связи можно будет подключать как электроприборы к розетке – просто вставь шнур и пользуйся


17.11.2009

Сергей Приданцев (Комстар-ОТС) в Москве услуги связи можно будет подключать как электроприборы к розетке – просто вставь шнур и пользуйся

Президент ОАО "Комстар – Объединенные ТелеСистемы" рассказал ПРАЙМ-ТАСС о задачах и перспективах внедрения системы IMS в сети ОАО "Московская городская телефонная сеть" /МГТС/.

Корреспондент: В 2008 г "Комстар" объявил о том, что в 2009 г начнется внедрение технологии IMS на сети МГТС в Москве и планируется завершение этой работы в 2011 г. Сейчас 2009 г заканчивается – как обстоят дела с внедрением на сегодня?

Сергей Приданцев: Прежде всего, нужно напомнить, что представляет собой данная технология. IMS /IP Multimedia Subsystem - мультимедийная подсистема на базе интернет-протокола/ - это технология, позволяющая одновременно провести цифровизацию сети МГТС и обеспечить возможность широкополосного доступа для каждой квартиры, которая находится в зоне охвата сети IMS. Пока что чуть меньше 40 проц номеров МГТС /1,8 млн/ остаются аналоговыми, и мы планируем модернизировать их с помощью технологии IMS. Использование технологии IMS позволяет снизить инвестиции в цифровизацию сети МГТС и провести ее с использованием инновационных технологий. Внедрение IMS позволит сразу перейти с аналоговой на более современную технологию, минуя стадию "обычных" цифровых технологий TDM и NGN.

В чем преимущество использования IMS для оператора и абонента?

Если говорить об операторе – то, используя технологию IMS, можно отказаться от такого привычного элемента сети связи, как автоматическая телефонная станция /АТС/. При этом построение сети выглядит так: компьютерное центральное "ядро" на базе оптических решений – оптоволоконные линии до оборудования линий цифрового абонентского доступа /DSLAM/ - медные линии до квартир. Роль, которую в "обычной" сети выполняют несколько АТС, играет при этом единое центральное "ядро". Это "ядро" нами уже создано в процессе строительства магистральной оптоволоконной сети в Москве.

То есть, для оператора здесь наиболее принципиальным является отсутствие АТС, что позволяет экономить на площадях для размещения оборудования, электроснабжении, кондиционировании помещений, обслуживании и тд. Например, это касается процесса оптимизации персонала: после полной цифровизации сети МГТС в компании будут работать около 5 тыс человек вместо 10 тыс сейчас.

Кроме того, использование централизованного компьютерного "ядра" дает возможность быстро и гибко осуществлять внедрение новых услуг, изменение формата телефонных номеров, например, из 13-значных в 15-значные для набора "межгорода", и прочее.

Нужно также подчеркнуть, что технология IMS изначально разрабатывалась для сетей мобильной связи. Поэтому ее внедрение на сетях фиксированной связи дает возможность осуществить реальную конвергенцию услуг мобильной и фиксированной связи, то есть их объединение в одном пакете. Это сейчас особенно актуально в связи с недавно состоявшейся сменой акционера: контрольным пакетом акций "Комстара" теперь владеет сотовый оператор ОАО "Мобильные Телесистемы" /МТС/.

Что получает от внедрения IMS абонент? В каждой квартире, подключенной по технологии IMS, появится возможность установить специальное устройство - абонентский шлюз и получить через него доступ к ШПД, как к проводному Интернету, так и беспроводному по технологии Wi-Fi. Шлюз подключается к обычной уже имеющейся в квартире телефонной розетке и к электропитанию. После установки такого шлюза заметно облегчается процесс подключения услуги. Фактически услуги уже установлены, не надо писать заявление и вызывать мастера. Нужно просто начать пользоваться ими. Это как с электричеством – у вас в квартиру проведена линия электроснабжения и установлена розетка. И вы можете включать в нее что хотите – чайник, пылесос, настольную лампу или телевизор – все равно. Потом вы просто платите по счетам за израсходованную электроэнергию. Так и с услугами связи при наличии IMS. Если у вас установлен абонентский шлюз, вам нужно просто подключить к нему абонентское устройство и начать пользоваться любой из услуг, доступной через этот шлюз. А в конце месяца вы получите счет за те услуги, которыми вы фактически воспользовались. В частности, базовая модель абонентского шлюза IMS включает в себя: порты для подключения IP-телевидения, IP-телефонии, обычного аналогового телефона, широкополосного доступа в Интернет /ШПД/ и модуль Wi-Fi. При этом, повторюсь, не нужно писать никаких заявок, заключать договоры и тд, просто подключайся и пользуйся, а потом плати. Нужно только, чтобы после перевода вашего дома на IMS к вам пришел монтер и поставил в квартире этот шлюз.

Причем для абонента аналогового сегмента переход на IMS, включая установку в квартире шлюза, будет бесплатным.

Корр.: И что со сроками внедрения?

С.П.: В этом году мы занимались тестированием IMS в опытной зоне МГТС, на "живой" сети. Кроме того, мы консультировались со специалистами и представителями регулирующих органов относительно того, нужно ли будет вносить в связи с внедрением IMS какие-то изменения в нормативно-правовые акты по построению и эксплуатации сетей связи. В течение года мы проводили конкурсы на поставку оборудования для сети IMS и абонентских шлюзов.

Теперь мы полностью согласовали все вопросы, как с регулирующими органами, так и с поставщиками оборудования. Результаты испытаний фрагмента IMS мы предъявили в научно-исследовательские учреждения и отраслевому регулятору, и результаты были одобрены.

Важную роль также играет и то, что планируемая сделка по обмену активами со "Связьинвестом" позволит нам получить МГТС в полную собственность, а также избавиться от долга перед Сбербанком на 26 млрд руб. После этого у "Комстара" существенных долгов практически не останется, что дает нам возможность спокойно инвестировать в IMS.

Поэтому сейчас мы вплотную подошли к началу практических работ по внедрению IMS. Установку центрального "ядра" мы планируем в феврале 2010 г, а в апреле "ядро" будет введено в эксплуатацию. Затем из 1,8 млн оставшихся в Москве телефонных номеров в аналоговых АТС будут переведены на IMS в 2010 г 300 тыс номеров, в 2011 г – 700 тыс, в 2012 г – оставшиеся 800 тыс.

Быстрее вряд ли можно это сделать, потому что нужно проводить большие работы на линейных сооружениях, в частности, в кабельной канализации, а эта работа требует определенного времени. Тем не менее, в 2011 г и 2012 г мы переключим на новую технологию больше номеров, чем в рекордном 2008 г, когда мы переключили в цифровой формат 600 тыс номеров.

После завершения всей работы мы будем первыми и в Европе и в мире, кто в таких масштабах внедрил технологию IMS,

Корр.: Вернемся к нашим абонентам. Вы говорите, что можно будет просто подключить соответствующий шнур к разъему шлюза и пользоваться одной из услуг, которые подаются в квартиру через этот шлюз, и договоров заключать не нужно. А как тогда абонент будет знать, за что он платит?

С.П.: Мы в этом отношении будем применять практику публичной оферты, то есть публиковать условия пользования этими услугами и цены, и если абонент воспользовался услугой – значит, он принял условия оферты и согласен платить по этим условиям.

Корр.: Вы упомянули о том, что для оператора связи, то есть, для МГТС в данном случае, использование IMS вместо традиционных подходов позволит сэкономить на цифорвизации сети. Какова будет эта экономия?

С.П.: На внедрение IMS мы планируем потратить около 400 млн долл за 3 года. Если бы цифровизацию в аналогичных масштабах проводить традиционным путем – строить цифровые АТС, внедрять NGN и тд – то на это ушло бы примерно 800 млн долл /это с учетом цены оборудования по состоянию на 2007 г, когда делались расчеты/.

Корр.: А насколько ниже будут операционные затраты на работу сети IMS по сравнению с аналогичной традиционной цифровой сетью?

С.П.: Это сейчас сложно точно посчитать, так как модернизация сети будет завершена только в 2012 г. Однако уже сейчас понятно, что мы сможем снизить расходы на персонал за счет уменьшения численности и сэкономить на уменьшении площадей под АТС. В общей сложности у нас в ходе цифровизации сети высвободится около 1 млн кв м – в Москве это большие деньги.

Корр.: А что будет с освободившимися площадями?

С.П.: Прямо сегодня конкретных планов использования освободившихся площадей у нас нет, но возможны различные варианты – от строительства новых зданий различного назначения на месте бывших АТС до перепрофилирования зданий, сейчас занятых АТС.

Корр.: Получается, что IMS будет внедрена на тех АТС в Москве, которые пока еще являются аналоговыми. А те АТС, которые уже цифровизированы, предполагается ли переводить на IMS? И сколько лет будут служить "обычные" цифровые АТС до перехода на IMS?

С.П.: Абоненты тех АТС, которые уже цифровизированы, будут переходить на IMS только по мере своего желания и уже за деньги – тот же самый домашний шлюз, о котором мы говорили, будет установлен им дома по их заявке, но на платной основе. Что касается сроков "жизни" цифровых АТС – то у нас в России по нормативам он составляет 20 лет. Так что пока рано говорить об их переводе на IMS – вполне возможно, что еще раньше этого времени в технологиях появится что-то такое, о чем мы сегодня еще и не говорим.

Корр.: Скажите, а как распределены оставшиеся на сегодня аналоговые АТС по территории Москвы – есть какая-то закономерность, что где-то их больше, где-то меньше, в зависимости от того или иного района города? Другими словами, жителям каких районов Москвы больше повезет с внедрением IMS?

С.П.: Нет, какой-то закономерности нет. Количество оставшихся аналоговых АТС не имеет однозначной связи с районом расположения.

Корр.: Есть еще такой небезынтересный вопрос – и с точки зрения пользователя, и с точки зрения нормативных актов. Обычный аналоговый телефон независим от наличия или отсутствия электричества в квартире – он работает в любом случае. А домашний шлюз IMS должен быть подключен к электропитанию – но обычный телефон тоже будет подключаться через этот шлюз. Что произойдет с телефоном, если в квартире отключится электроснабжение, и шлюз, соответственно, тоже перестанет работать?

С.П.: Ничего особенного не произойдет. Я говорил, что сам шлюз подключается к телефонной розетке. Поэтому, если в квартире не будет электроснабжения, – нужно просто вынуть шнур телефона из разъема на шлюзе и подключить напрямую к телефонной розетке вместо шлюза.

Корр.: Может ли опыт внедрения IMS в Москве быть распространен на другие города?

С.П.: Конечно. Мы в других регионах нашего присутствия планируем все новое, что будет разворачиваться, делать на основе технологии IMS.

Корр.: Кто будет поставщиком оборудования для IMS в Москве?

С.П.: Конкурс еще не закрыт. Но я могу назвать среди претендентов компании на поставки оборудования компании Nokia Siemens, Huawei, ZTE, Ericsson – это что касается сетевого оборудования. В конкурсе на поставки домашних шлюзов участвуют еще больше компаний, например Zyxel, Pirelli и другие.

Корр.: Нет ли среди них российских производителей?

С.П.: Пока таких не было.

Источник: ПРАЙМ-ТАСС
www.bit.prime-tass.ru