Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

МТТ просит не брать с абонента плату за смену оператора


28.01.2010

Гендиректор оператора дальней связи "Межрегиональный транзит телеком" (МТТ) Элдар Разроев просит Россвязь и Федеральную службу по тарифам (ФСТ) запретить взимать с абонентов плату за переключение от одного оператора дальней связи к другому. Сейчас стоимость такой услуги может достигать размера абонентской платы, утверждают в МТТ.

МТТ написал письма главе Федерального агентства связи (Россвязь) Валерию Бугаенко и руководителю Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) Сергею Новикову с просьбой принять меры по улучшению конкуренции на рынке дальней связи, рассказал "Ъ" гендиректор МТТ Элдар Разроев. В ближайшее время МТТ намерен написать в ФАС и Минкомсвязи, уточнил он.

В МТТ считают, что взимание платы за переключение от одного оператора дальней связи к другому ограничивает права абонента. "Стоимость переключения с одного оператора междугородной/международной (МГ/МН) связи на другого иногда составляет размер абонентской платы, поэтому мы попросили отменить ее как таковую, чтобы абоненты могли беспрепятственно выбирать оператора",- объясняет господин Разроев. Так, самый высокий тариф на эту услугу у "Северо-Западного телекома" (одна из межрегиональных компаний связи (МРК) "Связьинвеста") - 200 руб. без деления на физических и юридических лиц, самый низкий из МРК у "Уралсвязьинформа" - 50 руб. для физлиц, у МГТС ("дочка" "Комстар-ОТС") - 220 руб.

МТТ основан в 1994 году для обеспечения взаимодействия между сетями операторов связи. С начала 2006 года оказывает также услуги междугородной и международной связи в кодах 53 и 58 соответственно. Выручка за 2008 год по РСБУ - 21,2 млрд руб., чистая прибыль - 7,2 млн руб.

До 2006 года единственным оператором, оказывающим услуги междугородной и международной связи, в России был "Ростелеком". Поправки к закону "О связи", согласно которым началась либерализация рынка дальней связи, вступили в силу 1 января 2006 года. Всего с тех пор на этот рынок вышли семь компаний, МТТ был первым. Однако ни один из альтернативных операторов так и не смог составить реальную конкуренцию бывшему монополисту. По данным iKS-Consulting, объем рынка дальней связи в 2009 году составил порядка 60 млрд руб. Из них доля "Ростелекома" - 54%, МТТ - 7%, 39% - оставшиеся игроки. По оценке "Ростелекома", доля компании на рынке с учетом сотовых операторов немногим превышает 50%; на рынке физических лиц оператор имеет порядка 80%, среди корпоративных клиентов - 25%.

МТТ и другие участники рынка дальней связи не раз жаловались, что этот рынок демонополизирован не до конца. Сейчас у абонентов есть три варианта выбора оператора дальней связи: либо остаться по умолчанию абонентом "Ростелекома", либо прийти на узел связи и подписать договор постоянного обслуживания с другим оператором (схема pre-select), либо написать заявление о переводе на систему hot-choice (возможность с помощью определенного кода выбирать оператора при каждом междугородном или международном звонке). Но абоненты оказались пассивными, и реальная демонополизация рынка произошла только в тех регионах, где абонентов переводили на hot-choice по упрощенной схеме, так называемый автоматический hot-choice (в Татарии, Якутии, Башкирии, Пскове, Костроме и Москве). По данным МТТ, его доля в этих регионах составляет от 15% до 20%. Но при этом ни одна из МРК не предоставила своим абонентам автоматического hot-choice.

Юрист в области телекоммуникационного права Антон Богатов считает, что операторы не должны брать плату за переключение со схемы pre-select на систему hot-choice: "В этом случае оператор не предоставляет никакой услуги, а меняет режим обслуживания. В случае с переключением абонента на другого оператора по схеме pre-select оператор предоставляет абоненту услугу доступа к новому оператору, то есть взимание платы возможно". Вице-президент по развитию корпоративного бизнеса "Вымпелкома" ("дочка" оператора "Голден Телеком", вышла на рынок дальней связи в 2007 году) Андрей Патока согласен с претензиями МТТ. "Но главным препятствием для реализации права абонента на выбор оператора дальней связи остается отсутствие в большинстве российских регионов автоматического hot-choice",- считает он.

"Альтернативные операторы могут в таком случае начать самостоятельно нам платить за абонентов. Ведь смена оператора оборачивается для нас затратами, например при перепрограммировании",- возражает гендиректор "Центртелекома" (одна из МРК "Связьинвеста") Ваагн Мартиросян.

Источник: Коммерсантъ
www.kommersant.ru