Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Андрей Семериков (ЭР-Телеком): все серьезные слияния в телеком-отрасли закончились


03.02.2010

Андрей Семериков (ЭР-Телеком) все серьезные слияния в телеком-отрасли закончились

"ЭР-Телеком", интерес к покупке которого, по неофициальной информации, проявляли "большая тройка" и "Связьинвест", принял решение развиваться самостоятельно. Компания разработала стратегию развития до 2014 года, планируя к этому моменту занять 20% рынка ШПД и кабельного ТВ по выручке, которая составит 1 млрд долл. Для этого основной акционер "ЭР-Телекома" — ПФПГ — готов привлечь до 500 млн долл., продав портфельным инвесторам пакет акций до 25%. Об основных этапах стратегии корреспонденту РБК daily Александру Дементьеву рассказал генеральный директор "ЭР-Телекома" Андрей Семериков.

— Как вы пережили кризисный 2009 год?

— В 2009 году мы впервые вышли на безубыточность по операционной прибыли. Рентабельность по чистой прибыли составила 25%. В целом ни мы, ни рынок серьезного влияния кризиса не заметили, хотя темпы роста замедлились в первом полугодии, особенно в сфере платного ТВ. В 2009 году мы подключали в среднем 31 тыс. абонентов ШПД в месяц, что на 9% выше аналогичного показателя 2008 года. Кризис замедлил темпы роста. До кризиса нам удавалось расти на 150—250% ежегодно, теперь же, в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов, темпы снизились в несколько раз. Мы показали рост значительно выше рынка, который, по нашим оценкам, увеличился лишь на 22—23%.

— Недавно компания завершила разработку пятилетней стратегии развития. Расскажите подробнее о ваших планах.

— На фоне благоприятной экономической ситуации в компании мы решили более энергично развиваться. Была разработана стратегия развития до 2014 года, которая предполагает, что компания займет к этому моменту 20% рынка услуг доступа в Интернет и платного ТВ в России. Сейчас "ЭР-Телеком" занимает 7% в сегменте ШПД и 8% на рынке кабельного ТВ. В первую очередь нас интересуют города с населением свыше 200 тыс. человек. Мы знаем рыночную ситуацию в 90 таких городах и следим за ними уже в течение трех лет. При этом "ЭР-Телеком" будет выходить лишь в те города, где есть возможность стать лидером в течение трех лет. В 2014 году мы планируем достичь капитализации в 3—5 млрд долл. Доля в 20% обеспечит нам лидерство на рынке. Считаем, что объем рынка ШПД и кабельного ТВ к 2014 году достигнет 5 млрд долл. Таким образом, мы рассчитываем на 1 млрд долл. выручки и на 10 млн абонентов.

— Но "большая тройка" и "Связьинвест" объявляли о не менее амбициозных планах по развитию на этом рынке, планируя в том числе и покупку операторов…

— Мы считаем, что все серьезные слияния в телеком-отрасли закончились. Поэтому борьба за место на рынке будет вестись в основном органически.

— А сами покупать активы не собираетесь?

— До сих пор "ЭР-Телеком" развивался без поглощений и с нуля строил сети в 17 городах. В 12 из них сейчас мы являемся лидерами рынка КТВ и ШПД по выручке с долями 35—60%. В ноябре прошлого года мы запустили пять новых проектов — Саратов, Барнаул, Липецк, Красноярск и Воронеж.

— Каков прогнозируемый объем инвестиций? Откуда планируете взять средства на реализацию стратегии?

— Инвестиции в развитие бизнеса в пяти новых городах в этом году планируются на уровне 2 млрд руб., к концу года мы намерены охватить сетью 900 тыс. домохозяйств. В существующие города будет вложено еще около 1 млрд руб. Стратегия развития будет профинансирована как за счет собственных, так и за счет привлеченных ресурсов. Дополнительно в течение пяти лет потребуется еще около 500 млн долл. Для их привлечения акционер готов продать пакет акций. Контроль отдавать совершенно точно не хотим. Сейчас "ЭР-Телеком" уже серьезно продвинулся в переговорах с инвесторами.

В 2010 году мы планируем увеличить выручку на 40%, до 6,4 млрд руб. При этом возможны существенные изменения бюджета текущего года в связи с нашей стратегией — по мере географического расширения. Мы делаем ставку на предоставление услуг высокого качества и клиентский сервис, при этом, выходя на новые рынки, мы не демпингуем — часто наши цены превышают предложения конкурентов. Таким образом, ARPU как по кабельному ТВ, так и по Интернету либо выше, либо сравним с показателями местных игроков, включая федеральных операторов.

— Кто эти инвесторы? Когда планируется совершить сделку?

— Имена инвесторов пока мы не разглашаем. Это западные инвестфонды, имеющие опыт инвестирования в телекомы. Сделки будут проходить поэтапно, ведь все 500 млн долл. нам не нужны именно сейчас, единовременно. Привлеченные инвестиции будут растянуты во времени. Чем позже мы будем привлекать капитал, тем меньше поделимся с инвестором своей стоимостью. К 2014 году партнер скорее всего будет уже не один. Мы же не можем сразу войти во все 90 городов. К примеру, может банально не хватить оптоволокна. Первая сделка будет скорее всего в этом году. Пакет, который будет продан к 2014 году, будет меньше блокирующего.

— В какую сумму инвесторы оценили вашу компанию?

— Оценки предполагают премию за рост, ведь мы привлекаем инвесторов, чтобы разделить как риски, так и будущий успех. У нас есть разные оценки — есть расчет по сопоставимым сделкам, по денежным потокам, есть даже расчет ликвидационной стоимости. Поэтому я не назову вам стоимость нашей компании — однозначной оценки нет. Наша задача — привлечь 500 млн долл., и пока точно неизвестно, сколько акций для этого потребуется. Возможно, что скоро нас можно будет оценить и в 2—2,5 млрд долл., то есть может хватить и 20% акций. Мы считаем, что нам на финансирование всей стратегии на пять лет 25% хватит.

— Есть ли у вас планы по выходу на биржу?

— IPO стоит в одном ряду с другими способами привлечения инвестиций. Мы рассматриваем возможность IPO, но сроки выхода и площадка пока не определены.

— Аналитики называют преимуществом федеральных операторов наличие собственной магистральной сети. Планируете ли вы строить собственные магистральные сети?

— Рентабельность услуг ШПД гораздо выше, чем у услуг транзита трафика. Бизнес, связанный с магистральным провайдингом и розницей, — разный бизнес. Тут совершенно разные подходы к продажам, бизнес-процессам, различные уровни технического и клиентского сервиса. Я не вижу, как гармонично соединить эти виды бизнеса, создав универсальную компанию. Любой розничной компании, которая работает на нескольких рынках, магистральный бизнес может только помешать. К примеру, если оператор имеет сестринскую магистральную компанию, он вынужден пользоваться только ее услугами и находится в менее выгодном положении, чем мы. Как он работает, успел ли расширить канал, "падал" ли его канал — в отношениях с "сестрой" это никого не интересует. Мы же каждый месяц можем свободно выбирать между магистральными провайдерами.

— Каков ваш прогноз по развитию рынка ШПД на 2010 год?

— По нашим прогнозам, в 2010 году рынок ШПД вырастет на 23% — темпы роста замедляются в связи с постепенным насыщением, а проникновение в городах-миллионниках уже перешагнуло за 70%. Поэтому основной прирост в 2010 году придется на города с населением 500 тыс. человек и ниже. Платеже­способный спрос в этих городах ниже, чем в миллионниках, отсюда и замедление темпов роста. В миллионниках же число реальных новых абонентов неуклонно сокращается. К примеру, в Новосибирске у нас только 60% подключений — новые абоненты, а остальное — переток.

— Не рассматриваете ли возможность выйти на столичный рынок?

— Конечно, рассматриваем. Москва — самый крупный рынок, но при этом и самый высококонкурентный, который требует очень больших вложений. Лидирующие позиции нам в Москве занять за три-четыре года будет довольно трудно. Главный потенциал российского рынка сейчас в регионах, поэтому наша стратегия и ориентирована на крупные российские города, кроме Москвы. В России достаточно городов для развития. Чтобы у нас был 1 млрд долл. выручки через пять лет, достаточно расти по 50%, а не по 150%, как нам удавалось ранее.

— По неофициальной информации, к покупке "ЭР-Телекома" проявляли интерес компании "большой тройки" и "Связьинвест". Раз вы сделали ставку на портфельного инвестора, переговоры со стратегами ничем не завершились?

— Все чаще приходится читать, что кто-то нас хочет купить. Но мы ведем деятельность исходя из долгосрочной стратегии, "ЭР-Телеком" — стратегический игрок в отрасли. И наши планы по доле рынка в 20% в 2014 году, надеюсь, исключат спекуляции по поводу наших слияний с кем-либо из крупных игроков. Тем не менее "ЭР-Телеком" не уклоняется от переговоров с участниками рынка.

Источник: РБК daily
www.rbcdaily.ru