Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Алексей Кузовкин: процесс создания российской "кремниевой долины" может затянуться на 5—7 лет


06.04.2010

Алексей Кузовкин процесс создания российской "кремниевой долины" может затянуться на 5—7 лет

Несмотря на то что государство так и не придумало, как поддержать IТ-сектор во время кризиса, индустрия пережила тяжелый период без заметных потерь. Все крупные компании смогли остаться на плаву. Генеральный директор компании "Армада" Алексей Кузовкин рассказал РБК daily, что IТ-сообщество ждет от государства сейчас, дал свой прогноз по поводу проекта создания российской "кремниевой долины" в подмосковном Сколково, а также рассказал о планах своей компании на 2010 год.

— Уже около года на различных уровнях обсуждаются меры по поддержке IТ-индустрии со стороны государства, какова ситуация сейчас, существует ли какая-то общая позиция участников рынка?

— К сожалению, государство пока не дало никаких льгот отечественным производителям, работающим для внутреннего рынка. Может быть, картину изменит создаваемая по инициативе президента "кремниевая долина" в Сколково, но нужно сделать еще очень много, чтобы этот бизнес-инкубатор стал привлекательным для инвесторов. Я думаю, процесс создания "кремниевой долины" может затянуться на 5—7 лет. Общей позиции по поводу того, что должно сделать государство для поддержки рынка, сегодня нет. Существуют лишь интересы отдельных групп. Но абсолютно все российские компании нуждаются в защите отечественного рынка от западной экс­пансии, в преференциях для российских IТ-продуктов. А представительства крупных иностранных компаний нацелены на захват российского рынка, их интересуют стратегические соглашения с государством, позволяющие под видом инвестиций в образование или инфраструктурные проекты обеспечить свое доминирование на рынке.

— "Армада" называет одним из наиболее перспективных для себя направлений рынок ПО с открытым кодом (СПО). Какова ситуация в этом сегменте на настоящий момент?

— Мы наблюдаем повышенный интерес к СПО у наших клиентов и считаем, что СПО имеет хорошие перспективы на отечественном рынке. В последнее время госсектор стал крупнейшим заказчиком данной продукции. Появились крупные проекты по внедрению свободных программ в школах, в министерствах связи и образования, появились суперкомпьютеры, работающие на отечественных свободных разработках. В малом и среднем бизнесе также растет доля использования СПО, во многом это связано с ужесточением законодательства в области интеллектуальной собственности и с высокой стоимостью закрытых продуктов.

— Ряд аналитиков говорит, что "Армада" слишком зависима от госзаказов. Как строится политика компании в отношении работы с госсектором и есть ли задача повысить свою долю в каких-то других секторах рынка?

— Нужно уточнить, что к госзаказчикам мы относим и государственные монополии (нефть, газ, транспорт), и компании с государственным участием (госкорпорации), а не только органы госвласти. Если так смотреть на госсектор, то им обеспечивается около 30% всего российского IТ-рынка, а "Армада" занимает в этом сегменте около 3%. Что касается нашей выручки, то доля доходов с государственных структур составляет 75%, еще 25% — это банки, финансы, промышленность и другие отрасли экономики. За последние два года сильно поменялась структура государственных закупок в IТ-секторе. При росте общих бюджетов доля аппаратного обеспечения снижается, а расходы на разработку ПО и IT-услуг растут. Это связано с тем, что инфраструктура уже создана и необходимо разработать программы для ее использования. Приобретение западного ПО обходится дороже, и с точки зрения государственных структур оно менее без­опасно.

— Компания объявила, что в 2010 году намерена завершить несколько отложенных сделок M&A в сегментах IT-услуг и разработки ПО. Ожидаете ли вы какого-то движения по консолидации рынка в целом? Почему вы считаете, что сейчас настало удачное время для приобретений?

— Сейчас мы занимаемся формированием группы компаний "Армада" и приобретаем такие компании, которые обладают большими перспективами роста и дополняют, а не дублируют уже существующие в структуре группы. Наша стратегия заключается в том, чтобы за счет роста на 25—30% в год увеличить общую долю на рынке до 3—5% с условием поддержания рентабельности на высоком уровне (EBITDA — 12—16% от выручки) в среднесрочной перспективе. Добиться такой цели можно, только сочетая органический рост с приобретениями. У нас есть наработанная база потенциальных сделок, которые были отложены из-за кризиса 2008—2009 годов, и сейчас мы возвращаемся к этим сделкам, используя готовые наработки двухлетней давности. Мы общались с компаниями все это время, вели общий бизнес и прошли через сложные ситуации — лучшей проверки нашего выбора трудно было бы придумать.

— Каковы основные задачи, поставленные перед компанией в 2010 году?

— Мы хотим повысить консолидированную рентабельность компании по EBITDA с 12 до 14%, а достигнуть этих целей позволит рост вклада высокомаржинальных сегментов разработки ПО и IT-услуг. В 2009 го­ду эти бизнес-направления обеспечили 29% от общей выручки и принесли 85% консолидированной EBITDA компании. В области продуктов особенный акцент мы сделаем на сегменте СПО. Также мы рассчитываем принять активное участие в создании "Электронного правительства".

— Как вы оцениваете текущее состояние и перспективы развития ряда проектов и программ с участием государства, в том числе программы "Электронное правительство", проекта по переводу государственных структур на СПО и т.д.?

— Централизованный перевод государственных структур на СПО и создание систем, работающих по принципу "ПО как услуга" (SaaS) неизбежен. Информационные системы, основанные на технологии SaaS, крайне важны для России — они позволяют радикально снизить стоимость владения информационными системами, но требуют больших капитальных вложений на этапе создания. Пока эти системы находятся в зачаточном состоянии. Локальные проекты перевода на СПО, инициируемые отдельными ведомствами, по сути, опережают планы государства. Я считаю нынешний подход к созданию электронного правительства предельно правильным. Уже наметилась четкая переориентация государства и переход от инфраструктурных проектов к созданию востребованных сервисов для обычных пользователей и юридических лиц. И это не просто тенденция, это заявленный план, который четко исполняется. Однако уровень электронного правительства в России пока значительно отстает от развитых стран, но государство уже создает долгосрочные программы для сокращения этого разрыва.

Источник: РБК daily