— Почему в Минкомсвязи считают, что компании требуются дополнительные разрешения для развития сети в стандарте LTE? Вам ведомство свою позицию пояснило?
— Мы опираемся на документы, которые у нас есть, — лицензии и частотные присвоения. Мы говорим об использовании частот, которые у нас уже есть, мы не просим дополнительные частоты. Лицензии выписаны без указания технологии, они все выложены у нас на сайте. Оборудование закуплено, установка начнется в июле 2010 года.
— Как вы будете решать проблему пользовательских терминалов? Очевидно, что за год на рынке не появится большое количество устройств...
— Когда мы запускали WiMax, и журналисты, и аналитики хором твердили: нет устройств — одним словом, ничего не получится. И чудесным образом все это неожиданно появилось. Обычно работает принцип курицы и яйца. Устройства не появляются без сетей, сети не строятся без устройств. Наш подход — устройства появляются, как только есть рынок сбыта. Если говорить о типах устройств, которые появятся на рынке уже в следующем году, то на первом этапе это будут модемы. В 2011 году мы также планируем запустить линейку брендированных телефонов Yota c поддержкой LTE.
— С кем-то из вендоров переговоры ведете?
— Мы будем работать со всеми уже известными пользователям Yota производителями. Но пока рано говорить о конкретике. Есть масса азиатских вендоров, которые готовы к сотрудничеству.
— Вы заявляли о том, что планируете потратить на строительство сетей LTE около 2 млрд долл. Не совсем понятно, откуда появятся эти средства.
— Мы выбрали путь заимствований. Компания достаточно легко привлекает деньги для развития бизнеса через банки. Так, довольно значительная сумма была привлечена в рамках соглашения со Сбербанком. Наши партнеры, производители оборудования дают нам выгодные условия по рассрочке платежей. Но нужно понимать, что те 2 млрд долл., которые мы намерены вложить в строительство LTE, будут привлекаться нами не единовременно, а на протяжении как минимум пяти лет — с 2011 по 2016 год.
— Таким образом, по итогам пяти лет компания может получить существенную долговую нагрузку...
— Мы считаем, что бизнес компании будет способен обслуживать долг. Наша абонентская база уже сейчас растет быстрыми темпами — мы ожидаем, что темпы роста будут еще более существенными, и в этом смысле "Скартел" достаточно уверенно смотрит на свои финансовые возможности. Посмотрите на структуру долга у компаний "большой тройки".
— Рассматриваете ли вы вариант привлечения стратегического инвестора сейчас и исключаете ли такой вариант развития компании в будущем?
— Стоимость компании быстро растет: в этом году мы охватим десять городов, в следующем — еще тридцать. Надо быть безумцем, чтобы сейчас, в ситуации быстрого роста, согласиться продать долю в компании. Правильнее обслуживать долг. Что касается будущего, то загадывать сложно.
— То есть в поиске инвесторов вы не заинтересованы?
— В прессе появлялись сообщения, что мы ходим по рынку — кого-то ищем. На самом деле, потенциальные инвесторы обращаются к нам. Мы, напротив, от продажи пакета последовательно отказываемся.
— Можете ли вы прокомментировать факт переговоров с "ВымпелКомом"?
— Переговоры действительно были. Но не по нашей, а по их инициативе. При этом мы не обсуждали сделку в деталях, просто презентовали им свой бизнес-кейс и на этом расстались. Но опять же повторюсь — мы в подобной сделке не заинтересованы.
— То есть правильно ли стоит понимать, что это скорее "большая тройка" должна быть заинтересована в сотрудничестве со "Скартелом"?
— В моем понимании, ситуация складывается именно таким образом.
— А с МТС и "МегаФоном" переговоры были?
— Из этих компаний мы ни с кем не общались.
— Что касается "Связьинвеста", будет ли партнерство в рамках того соглашения, которое подписали госхолдинг и "Ростехнологии"?
— Мы заинтересованы в доступе к инфраструктуре "Связьинвеста" и в свою очередь готовы делиться опытом по развертыванию сетей четвертого поколения в России, а также своей инфраструктурой. Однако то соглашение, которое было подписано, — это договор о намерениях. И пока оно конкретизировано не было.
— Рассматривали ли вы вариант выхода на IPO для привлечения инвестиций?
— IPO — недешевый способ привлечения денег. В этом смысле мы его пока не рассматриваем.
— Не так давно был создан управляющий холдинг — Yota Group. В чем была основная идея его создания?
— Мы преследовали одну очень важную цель — отделить стратегические задачи от операционных. На уровне группы мы занимаемся управлением активами, на уровне региональных офисов — операционной деятельностью.
— Продолжается ли активная экспансия Yota?
— Мы ожидаем, что до конца года у нас появится еще два рынка. В их числе, к сожалению, не будет Украины — там есть определенные нюансы, связанные с регуляторикой. Конкретные страны озвучить пока не могу, но "Скартел" традиционно интересуют Латинская Америка и Азия.