Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Константин Малофеев (Связьинвест): мы должны успешно реализовать потенциал фиксированных сетей, чтобы обеспечить доступ в Интернет максимальному числу граждан


20.07.2010

Константин Малофеев (Связьинвест) мы должны успешно реализовать потенциал фиксированных сетей, чтобы обеспечить доступ в Интернет максимальному числу граждан

На Петербургском экономическом форуме Дмитрий Медведев поставил амбициозную цель: в течение нескольких лет увеличить проникновение Интернета в России до 90%, а широкополосного доступа — до 60%. Единственная компания в России, обладающая ресурсом, необходимым для ее достижения, — это "Связьинвест". Компания, упустившая в предыдущие годы множество возможностей, но по-прежнему способная стать "национальным чемпионом" в области связи и решать масштабные задачи государственного развития.

"Генетически" для России "Связьинвест" — то же самое, что Deutsche Telekom в Германии, France Telecom во Франции, Telefonica в Испании или Telenor в Норвегии. Бывший государст­венный монополист в области электросвязи, переставший быть таковым и оказавшийся на дерегулированном рынке телекоммуникаций. Но есть и важное различие: в отличие от перечисленных компаний "Связьинвесту" не удалось реализовать свой потенциал и сохранить доминирующие позиции на национальном рынке.

В XX веке телекоммуникационная моно­полия была характерна для большинства развитых стран. После дерегулирования бывшие монополисты не только сохранили лидирующие позиции на национальных рынках в сегменте фиксированной телефонии, но и захватили лидерство на новых быстрорастущих рынках мобильной связи и доступа в Интернет. Они превратились в национальных чемпионов, создали ведущие мировые бренды мобильных операторов — T-Mobile, O2, Orange, развернули сети по всему миру и стали экспортировать телекоммуникационные услуги. Согласно рейтингу Fortune, восемь из десяти крупнейших телекоммуникационных компаний мира когда-то были или все еще остаются монополистами на рынке своих стран.

Если бы "Связьинвест" начиная с 1990-х годов управлялся так же хорошо, как, например, Deutsche Telekom, сегодня это был бы крупнейший игрок в России на рынке мобильной связи и доступа в Интернет. К сожалению, раздробленность и проблемы в области управления не позволили холдингу в полной мере реализовать свой потенциал. С 2002 по 2010 год компания теряла активы, а ее капитализация падала. Холдинг целенаправленно расставался с частями своего мобильного бизнеса, самыми маржинальными и доходными, в пользу прямых конкурентов. "Связьинвест" образца 2010 года — это лишь игрок номер четыре в России, уступающий по капитализации компаниям "большой тройки".

Однако у объединенного "Ростелекома" есть значительный потенциал. Это ресурс, который может быть использован для роста проникновения Интернета, и в особенности ШПД, в нашей стране, — крупнейшая фиксированная телефонная сеть, насчитывающая 35 млн номеров. Подобной инфраструктуры нет ни у "большой тройки", ни у какого-либо другого игрока российского телекоммуникационного рынка. Широкий региональный охват позволит "Ростелекому" осуществить серьезный вклад в преодоление цифрового неравенства между регионами России.

Фактически мы должны проделать то же самое упражнение, которое "национальные чемпионы" из Европы выполнили еще на рубеже 1990—2000-х, — успешно реализовать потенциал фиксированных сетей, чтобы обеспечить доступ в Интернет максимальному числу граждан. Во Франции, Германии, Японии, Испании и в других странах, вырастивших "национальных чемпионов", уровень проникновения Интернета составляет 70—76% (в Норвегии и вовсе 90%), в то время как в России — лишь 32%. Фиксированные сети — это еще и уникальный ресурс для развития широкополосного доступа. Например, в Германии около 93% пользователей ШПД подключены с помощью технологии DSL, то есть через инфраструктуру фиксированной телефонии. Почти половину этих абонентов подключил ведущий интернет-провайдер Германии T-Home, подразделение Deutsche Telekom. По общему числу абонентов широкополосного Интернета Германия занимает четвертое место в мире, уступая лишь США, Китаю и Японии, но превосходит все эти страны по уровню проникновения ШПД.

В июне "Связьинвест" сделал первый шаг в сторону повышения доступности сети для рядовых российских абонентов. Все дочерние МРК холдинга ввели социальный тариф на доступ в Сеть. За 200—500 (для Дальнего Востока) руб. в месяц пользователи получат качественный канал доступа в Интернет. Социальный тариф резко снизил стоимость "входного билета" для абонентов из регионов страны. После завершения реорганизации мы надеемся экстраполировать этот опыт и на другие регионы.

Источник: РБК daily