Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В России начинается век электронных счетов-фактур


20.07.2010

Совет Федерации одобрил закон, призванный обеспечить более широкое использование электронных документов в налоговых правоотношениях. Он разрешает выставлять счета-фактуры, а также подавать заявления и декларации в налоговые органы в электронном виде.

Совет Федерации сегодня одобрил и направил на подпись президенту РФ Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он призван обеспечить более широкое использование электронных документов в налоговых правоотношениях. Это относится к взаимодействию как с налогоплательщиками, так и, например, с банками, регистрирующими органами, нотариусами, адвокатами.

Новый закон вносит ряд существенных изменений в Налоговый кодекс РФ. Так, например, он позволяет выставлять и отправлять счета-фактуры в электронном виде. Согласно этому закону, организации могут обмениваться электронными документами по взаимному согласию при наличии у сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур. Чтобы документы, переданные в электронном виде, имели юридическую силу, они должны быть подписаны электронной цифровой подписью руководителя организации или другого уполномоченного лица. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

То же касается и отправки заявлений или деклараций в налоговые органы по электронной почте. Формы документов, порядок их заполнения и предоставления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов РФ.

В компаниях к принятию этого закона в части электронного документооборота отнеслись положительно. Так, например, в "Акадо-Столице" считают, что это серьезный шаг в переходе на электронный документооборот в налоговых правоотношениях, полезный для всего бизнеса и компании в частности. "Передача документов в электронном виде по каналам связи является правильной стратегией для формирования большей открытости во взаимоотношениях государства и бизнеса", заявил CNews Денис Лобанов, управляющий директор "Акадо-Столица".

Стоит отметить, что инициативы по принятию подобного закона велись на протяжении уже нескольких лет. Первые из них касались перевода учета НДС в электронную форму и введения электронных счетов-фактур и озвучивались осенью 2003 года. Тогда российское правительство собиралось внести соответствующий законопроект в Госдуму. Позднее, в апреле 2008 года Министерство финансов РФ опубликовало проект "Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года", в котором были изложены предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие обширные изменения в НК РФ и, в частности, введение электронных счетов-фактур.

Одобренный сегодня законопроект был зарегистрирован и направлен в Госдуму в октябре 2009 г. Его принятию предшествовал пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде, проведенный в 2009 г. в Управлении ФНС России по Москве. Тогда по результатам проекта Министерство финансов пришло к выводу, что использование счетов-фактур в электронном виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков и в целом положительно скажется на эффективности администрирования налога на добавленную стоимость.

Источник: CNews