Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ФАС обязала "большую тройку" ввести информирование абонентов о возможности "ухода в минус" во время роуминга


25.11.2010

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обязала сотовых операторов ОАО "ВымпелКом" ("Билайн"), ОАО "МегаФон", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) не позднее 31 марта 2011 г ввести информирование абонентов о возможном изменении системы расчетов за услуги связи в роуминге. Об этом говорится в предписании комиссии ФАС от 23 ноября 2010 г.

В ФАС по вопросу несвоевременного информирования о списании денежных средств со счета абонента за услуги связи во время роуминга поступило 5 заявлений в отношении "ВымпелКом", 1 заявление в отношении "МегаФон" и 12 заявлений в отношении МТС.

Заявители указывали, что при заключении договора на оказание услуг связи они выбрали авансовые тарифные планы, в которых предусмотрено немедленное прекращение услуг при исчерпании денежных средств, внесенных абонентом на счет. Во время пребывания в роуминге они пользовались услугами связи без дополнительных условий. После возвращения из роуминга заявители получили от оператора связи информацию о наличии задолженности за пользование услугами связи в значительном размере, до 700 тыс руб.

Заявители с требованиями операторов не согласны на основании того, что не обладали информацией об изменении системы и порядка расчетов и полагали, что, если им предоставляются услуги связи в роуминге, на их лицевых счетах имеется остаточно денежных средств для оплаты услуг.

Комиссия ФАС установила, что система оплаты услуг связи в роуминге не обязательно совпадает с системой оплаты, выбранной абонентом для "домашних" услуг связи. Это зависит от того, какой порядок обмена данными установлен оператором и его зарубежным роуминговым партнером: в режиме реального времени (онлайн-роуминг) или периодически - раз в сутки, раз в несколько суток и т. п. (оффлайн-роуминг). Порядок обмена данными устанавливается в зависимости от технологических особенностей сетей связи роуминговых партнеров. Поэтому сотовые операторы не могут определить порядок обмена данными в режиме реального времени, если сети роумингового партнера технологически не могут обеспечить такую возможность. Таким образом, операторы при заключении с абонентом договора об оказании услуг связи в роуминге не могут гарантировать, что в случае установленной договором об оказании услуг связи авансовой системы оплаты та же система оплаты будет применена при оказании услуг связи в роуминге.

На этом основании комиссия признала "ВымпелКом", "МегаФон" и МТС нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 закона "О защите конкуренции" путем навязывания невыгодных условий договора об оказании услуг связи в части фактического изменения системы оплаты услуг связи в роуминге путем неинформирования абонентов об изменении условия договора в момент заключения и исполнения договора ясным и понятным образом.

В своем предписании комиссия обязала операторов не позднее 31 марта 2011 г, ввести информирование абонентов о возможном изменении системы расчетов за услуги связи в роуминге. Это предписывается делать двумя способами:

- в момент и в месте заключения договора или дополнительного соглашения к действующему договору об оказании услуг связи, предоставляя абоненту ясную и понятную информацию примерного такого содержания: "В зависимости от технических особенностей в процедуре обмена информацией об объеме оказанных абоненту услуг между оператором и роуминговым партнером оператора, списание денежных средств с лицевого счета абонента может осуществляться с задержкой до /максимальный срок такой задержки, который установлен соглашениями о роуминге с роуминговыми партнерами/. В связи с этим на указанный срок услуги связи в роуминге могут быть предоставлены по системе оплаты посредством отложенного платежа";

- в момент регистрации абонента в сети роумингового партнера путем направления абоненту SMS-сообщения следующего содержания: "Внимание! Вы находитесь в зоне роуминга. Списание денежных средств с Вашего лицевого счета может осуществляться со значительной задержкой, и услуги связи могут быть предоставлены в кредит".

Как сообщила ПРАЙМ-ТАСС пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева, "введение SMS-нотификации в роуминге - результат нашей совместной работы с ФАС по по повышению доступности услуг роуминга для абонентов. Сейчас мы работаем над введением SMS-нотифакциии абонентов в роуминге". "Мы стараемся максимально информировать наших абонентов о стоимости услуг роуминга. Введение этой услуги, повышение ее доступности может помочь увеличить информированность абонентов, что поможет не только сохранить, но даже, возможно, преумножить наши доходы от роуминга. Более полная картина будет понятна после анализа бизнес-кейса по внедрению SMS-нотификации", - сказала А.Айбашева.

"В большинстве стран у МТС действует CAMEL-роуминг, обеспечивающий онлайн-тарификацию и не позволяющий абоненту уйти в минус. Тем не менее, мы в полном объеме исполним требование ФАС о необходимости уведомления о возможности оффлайн тарификации в роуминге, когда уточним требования к сообщению", - сообщила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. На сайте МТС в разделе "роуминг и покрытие" компания уже информирует абонентов о том, что в некоторых странах возможна офф-лайн тарификация голосовых услуг, GPRS-/EDGE-/3G-сессиий или отправленных SMS, из-за которой абонент может "уйти в минус". В роуминге абонент МТС может всегда бесплатно проверить баланс, отправив USSD-запрос, или бесплатно из любой страны мира позвонить в контактный центр МТС, чтобы уточнить состояние своего счета, изменить настройки, узнать об особенностях тарификации в роуминге и т.п.

Источник:
ПРАЙМ-ТАСС