Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Михаил Шамолин: произошло восстановление после кризиса


30.11.2010

Михаил Шамолин произошло восстановление после кризиса

Глава МТС Михаил Шамолин поделился с корреспондентом РБК daily Антоном Бурсаком своими соображениями относительно того, почему операторам нужно отвечать на действия Google и Apple, порассуждал о перспективах LTE в России и раскрыл некоторые подробности относительно будущего слияния с "Комстаром".

— Уже можно подводить какие-то итоги года?

— Прежде всего произошло восстановление после кризиса. Пользование услугами возобновилось в полном объеме, поднялся сегмент роуминга за счет роста бизнес-активности, общего роста потребления услуг. Мы наблюдаем тенденцию роста услуг передачи данных и укрепляемcя в этом сегменте: строим сети 3G, продаем новые высокоскоростные модемы. И отмечаем рост доходов: за первые три квартала доход от передачи данных вырос почти на 70%. И это основные тренды развития отрасли в 2010 году, причем и на уровне мирового рынка. И мы ожидаем, что в следующем году рост доходов от передачи данных продолжится, сохранится и рост доходов от передачи голоса.

— Какова сейчас ваша позиция по поводу частот для LTE?

— Она не претерпела особых изменений в последнее время. Если оставить за рамками дискуссию в СМИ и различные политические моменты, можно сказать, что свободных частот для нескольких операторов сейчас нет. Мы считаем, что оптимальным вариантом было бы развернуть сети на частотах 790—860 МГц и 2,5—2,7 ГГц. Но для этого нужно будет проделать очень большую работу по расчистке, и здесь необходима четкая позиция и серьезная поддержка государства.

— Вопрос возник где-то год назад. С тех пор в позиции государства что-то поменялось?

— Мне кажется, что за год ко всем пришло понимание, что кейс, при котором новый игрок получил бы частоты LTE и построил на них сеть, сравнимую по охвату с сетями GSM, является почти нереальным. По крайней мере потребуется такой объем инвестиций, что очень быстро возникнет вопрос, может ли такой бизнес быть окупаемым в принципе. И мне кажется, что игроки, которые делали ставку на такой сценарий, постепенно избавляются от иллюзий.

— А есть сценарий развития, если не дадут частоты LTE в ближайшие пять лет?

— Потенциал 3G далеко не раскрыт, на рынке много оборудования под этот стандарт. Производители заинтересованы в том, чтобы его развивать. При этом технологии развиваются, и разница в передаче данных в LTE и 3G постепенно стирается за счет развития софта. Скорости 100 Мбит/с на 3G вполне достижимы.

— По нашей информации, АФК "Система" не отказалась от мысли глобального альянса с кем?то из европейских игроков и Рон Зоммер (глава бизнес-единицы "Телекоммуникации) сейчас ведет соответствующие переговоры со всеми крупнейшими компаниями Европы...

— Я думаю, этот вопрос надо адресовать АФК "Система", но в принципе ничего нового нет в том, что компании проявляют интерес к интеграции. И мы, и наши конкуренты постоянно смотрим какие-то возможности, и переговоры в той или иной форме ведут все из месяца в месяц и из года в год. Телеком-индустрия вышла на новый этап развития. Проникновение на уровне основных услуг завершено. Идет волна передачи данных со своей монетизацией. И основную конкуренцию операторам тут составят глобальные контент-платформы вроде Google или Apple, поэтому телеком-операторы вынуждены укрупняться.

— То есть вы себя противопоставляете таким компаниям, как Google и Apple?

— Нет, речь не о противопоставлении. Очевидно, что мы не сможем друг без друга — ни они без "трубы", ни мы без контента. Представьте, что Google завтра выпустит телефон вообще без SIM-карты и потребует от операторов часть доходов за то, чтобы пользователи этого телефона пользовались их сетями. Чтобы не превратиться в простой придаток глобальных компаний, операторы должны укрупняться и активно играть на рынках софта и контента.

— Идея конкурировать с глобальными игроками на контент-рынке выглядит достаточно смело...

— Скорее речь идет о новом уровне самоидентификации телекомов. Такие рынки, как, скажем, Россия или Китай, достаточно специфичны в плане модели потребления контента. Здесь местному игроку легче создать предложение, которое будет востребовано аудиторией. При этом мы можем работать самостоятельно или в альянсе, к примеру с кем-нибудь из существующих на рынке игроков. Сейчас сближаются поисковые системы и социальные сети. Все площадки, которые имеют опыт написания софта и формирования клиентского опыта в Интернете, нам интересны.

— То есть вы идете играть на поле IT-индустрии?

— Это скорее вопрос выхода в смежные области с более высокой добавленной стоимостью. Интернет — огромная площадка для инноваций и возможностей с большим потенциалом, в том числе для greenfield-проектов. Нас интересуют бизнесы с высокой добавленной стоимостью, причем не факт, что это те бизнесы, которые сейчас на слуху. Пару лет назад, например, о существовании социальных сетей мало кто знал.

— Вы можете начать покупать разработчиков софта?

— Мы смотрим на все, что поможет нам в развитии инноваций. Это не только контент, но и развитие М2М (Machine To Machine — автоматизация производственных, логистических, коммунальных и прочих процессов), исследовательские разработки в этой отрасли. С течением времени Интернет и связь все больше будут интегрироваться в повседневность, приборы домашнего обихода, которые будут иметь SIM-карты и общаться между собой, обустраивая так называемые "умные" дома.

Мы уже стали совладельцами "Интеллект-Телекома", на базе которого хотим создать реальный R&D-центр, который бы занимался исследованиями в области софта, мобильных технологий, сервисов М2М. Если же говорить о нашей концепции в целом, то где-то год назад я сформулировал стратегию трех И: Интернет, интеграция, инновации. Интеграция — это история с присоединением "Комстара". Другие две И — это решения в области софта, интернет-сервисов — всего, что может дать нам высокую добавленную стоимость для нашего бизнеса. Рост передачи данных будет феноменальным. Основной вопрос для нас, как его монетизировать. И мы уже двигаемся в сторону монетизации дата-сервисов — развиваем контентный портал Omlet.ru, запускаем 360.

— Кроме запуска 360 какую еще отдачу вы получаете от альянса с Vodafone?

— Наш альянс имеет несколько аспектов. Во-первых, мы получили возможность закупать телефоны, которые продаются под брендом МТС с существенной сидкой — около 20% — за счет того, что эти модели разрабатываются и производятся изначально для Vodafone. Вторая составляющая — возможность участвовать в глобальном альянсе, продвигающем платформу 360 — ее разработали и внедряют Vodafone, China Mobile и Verizon. Кроме того, Vodafone консультирует нас по очень широкому спектру вопросов — от организации call-центров до нюансов объединения МТС и "Комстара".

— А какая польза от этого Vodafone?

— Мы платим им определенный процент от доходов, полученных от реализации проектов, в которых используется опыт Vodafone.

— Каков хотя бы порядок отчислений?

— Несколько миллионов долларов. Это очень немного, учитывая ту экспертизу, которую мы получаем.

— Будете ли вы учитывать опыт Vodafone в процессе объединения "Комстара" и МТС? В свое время Vodafone полностью интегрировала фиксированное подразделение в свой бизнес, а потом передумала и выделила его в отдельную единицу. По нашим данным, в будущей структуре МТС нет отдельной бизнес-единицы, отвечающей за фиксированный бизнес.

— Я не готов сейчас детально говорить о будущей организационной структуре компании, но могу сказать, что мы учли опыт Vodafone. В регионах бизнес "Комстара" сохранит значительную долю независимости, в том числе отдельную отчетность и отдельные KPI. Основные возможности для оптимизации бизнес-структуры мы видим в корпоративном центре в Москве. В регионах в среднесрочной перспективе для нас основным приоритетом является захват доли рынка. Мы не готовы жертвовать ростом ради выгод от слияния функций фиксированного и мобильного бизнеса.

— А кому тогда будут подчиняться региональные офисы "Комстара"?

— Еще раз, детально говорить еще рано. Но как вариант у нас есть, к примеру, "Комстар Регионы" — наша "дочка", отвечающая за региональный бизнес.

— Как вы можете прокомментировать последние инициативы ФАС по снижению цен на роуминг?

— Мы находимся в диалоге с ФАС и готовы идти навстречу пожеланиям ведомства. Что касается ситуации с роумингом в целом, тут есть два распространенных заблуждения. Первое — это что операторы получают от роуминга какие-то баснословные прибыли. На самом деле маржинальность этого бизнеса ниже, чем наша маржинальность в целом. Второй миф — что нагрузка падает на малообеспеченные слои населения. Это не так. Основная часть доходов от роуминга приходится на корпоративных клиентов, которые много ездят по миру и для которых эффект от использования связи в роуминге окупает расходы на связь. За этих людей платит компания, и они говорят столько, сколько нужно бизнесу, вне зависимости от цен. Никто же не возмущается тем, что в бизнес-классе билет на самолет может стоить в несколько раз дороже, чем в экономе, хотя на некоторых рейсах в двух классах даже кресла одинаковые. Что касается частных пользователей — у всех операторов есть предложения, позволяющие очень серьезно снизить расходы на роуминг. Если человек этими предложениями не воспользовался, считайте, что он платит за свою лень.

Источник:
РБКdaily