Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Отчет правительства: электронные госуслуги заглохли


28.06.2013

Отчет правительства электронные госуслуги заглохли

 

Отсутствие координации федеральных органов власти, сбои в работе Единого портала госуслуг, нестабильность функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия и ряд других факторов привели к снижению востребованности электронных госуслуг населением России. К такому выводу пришел правительственный департамент контроля по итогам проведенной проверки.

Правительственный департамент контроля и проверки выполнения решений провел проверку деятельности федеральных органов власти по выполнению решений правительства, направленных на реализацию майского указа президента Владимира Путина №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

 Ответ о проверке (копия есть в распоряжении CNews) вице-премьер Сергей Приходько направил главе правительства Дмитрию Медведеву 5 июня 2013 г.

 В указе Путина, в частности, шла речь о повышении удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг (к 2018 г. – не менее 90%), об их переводе в электронный вид (к 2018 г. – не менее 70%), о сокращении времени ожидания в очереди при обращении за госуслугами (к 2014 г. – до 15 минут) и т.д.

 Для достижения соответствующих показателей правительство в сентябре 2012 г. утвердило поэтапный план.

 В настоящее время, говорится в отчете, в 71 субъекте РФ функционирует 640 многофункциональных центров (МФЦ), использующих в своей работе принцип "одного окна", а также ключевые элементы "электронного правительства": Единый портал госуслуг, Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), электронные представительства министерств и ведомств, субъектов РФ, а также другие государственные информационные системы.

 "Вместе с тем, в ходе проверки 21 министерства и ведомства установлено, что ими не в полной мере обеспечивается выполнение действующих нормативных правовых актов, регламентирующих оказание госуслуг", - отмечается в документе.

 МВД, Минтруд, Минфин, Минобрнауки, Минздрав, Минэкономразвития, ФМС, ФТС, Росреестр, Росводресурсы, Ростехнадзор, Росалкогольрегулирование и Россельхознадзор не завершили работу по приведению административных регламентов в соответствие с требованиями 210 ФЗ "Об организации предоставления госуслуг" и 133 ФЗ, устраняющего ограничения для предоставления госуслуг по принципу "одного окна". Более 200 административных регламентов не зарегистрированы в Минюсте.

 Не обеспечено соблюдение сроков поэтапного перехода на предоставление госуслуг в электронном виде, предусмотренных постановлением правительства №2415 от 28 декабря 2011 г. В результате в 2012 г. из общего количества поступивших заявлений в министерства и ведомства было подано в электронном виде всего 16%, в то время как плановое значение этого показателя в 2012 г. должно было составить 25%, говорится в отчете.

 ФТС, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росавтодор, Росздравнадзор и Роснедра, согласно документу, госуслуги в электронном виде вообще не предоставляли.

Не было выполнено постановление правительства №1376 от 22 декабря 2012 г., устанавливающее среднее время ожидания в очереди заявителя при получении госуслуг – 15 минут. Фактическое значение этого показателя превышает 50 минут, говорится в отчете со ссылкой на данные Минэкономразвития.

 Остается высоким уровень административных барьеров, что не позволяет сократить среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в органы госвласти при получении госуслуг, особенно в строительной отрасли и сфере ЖКХ.

 Не завершена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе в части определения статуса муниципальных МФЦ, мобильных офисов МФЦ, функционирования ГИС "О государственных и муниципальных платежах" (ГИС ГМП), а также информационных систем в медицинской сфере.

 "По прежнему много нареканий поступает со стороны населения на работу Единого портала – основного информационного ресурса госуслуг", - пишет Сергей Приходько.

 Минэкономразвития и Минкомсвязи, по его мнению, не в должной мере выполняют постановление правительства №861 от 24 октября 2011 г. "О федеральных государственных информационных системах…" в части обеспечения функционирования портала: "В результате доля электронных заявлений, поступивших через Единый портал в 2012 г., составила менее 2,5% от общего количества поступивших заявлений".

 В настоящее время, по информации Минкомсвязи, которая приводится в отчете, регулярно пользуются возможностью получения госуслуг в электронном виде более 4,5 млн граждан России. Вместе с тем согласно целевым параметрам госпрограммы "Информационное общество", на начало 2012 г. должны были пользоваться электронными госуслугами не менее 20% от общей численности населения или около 28 млн граждан.

 "Основными причинами сложившегося положения являются сложности в регистрации, оформлении, получении и предоставлении электронных документов, а также навигации на Едином портале, - говорится в документе. – Кроме того, нередко возникают системные и технические ошибки, устранение которых занимает много времени".

 Опубликованная на Едином портале информация, согласно отчету Приходько, не всегда соответствует действующим регламентам предоставления госуслуг и нерегулярно актуализируется.

 "Ряд госуслуг на ведомственных сайтах можно получить гораздо проще, чем на Едином портале. В этой связи более востребованными оказались ведомственные сайты, через которые в настоящее время оказывается более 50% госуслуг в электронном виде (ФНС, ФМС, Госавтоинспекция, Росреестр, Росстат)", - сообщается в документе.

 Отсутствие должной межведомственной координации, взаимосвязи между Единым порталом и ведомственными сайтами, не всегда стабильной работы СМЭВ (например, в части передачи данных по фактам начислений и оплаты штрафов за совершение административных правонарушений), не способствует повышению качества предоставления госуслуг, снижает востребованность населением получения госуслуг в электронном виде, пишет Сергей Приходько.

 Кроме того, по его мнению, федеральные органы власти недостаточно внимания уделяют правовому и методическому сопровождению деятельности органов власти субъектов, которые в соответствии с 210 ФЗ в настоящее время завершают работу по переходу на предоставление госуслуг в электронном виде.

 В заключение Сергей Приходько предлагает Дмитрию Медведеву в целях достижения установленных указом президента показателей поручить федеральным органам власти и органам субъектов "принять соответствующие меры".

Источник:
CNews.ru