Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Средняя жизнь CIO на крупных предприятиях не превышает полугода


11.07.2013

Средняя жизнь CIO на крупных предприятиях не превышает полугода

 

Далеко не всегда бизнес-стратегия существует в формализованном виде, как официальный документ. В ее отсутствие тяжело или просто невозможно написать ИТ-стратегию бизнеса, а это означает, что невозможно увязать процесс информатизации предприятия и достижение бизнес-целей, оценить его эффективность. Как результат – средняя продолжительность работы ИТ-директора на одном месте в крупной организации колеблется около 6-ти месяцев.

Актуальность и важность ИТ-стратегий, среди задач которых обеспечение с помощью информатизации целей бизнеса, развитие новых бизнес-структур и оптимизация затрат на ИТ, понимают многие – именно поэтому 9 июля 2013 г. ИТ-директора многих российских коммерческих предприятий и государственных структур собрались на конференции "ИТ-стратегия 2013", проведенной CNews Conferences и CNews Analytics.

Увы, со стратегиями у российского бизнеса дела обстоят не слишком гладко. По мнению Марины Аншиной, председателя комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров, предприятия сегодня нередко не готовы к столь бурному развитию информационных технологий. Кроме того, ИТ- и бизнес-подразделения не всегда находят общий язык (докладчики даже шутили на тему, что средняя жизнь CIO на крупных предприятиях не превышает полугода), поэтому разработка ИТ-стратегий – один из способов держаться, что называется, на плаву. Характеризуя изменения в современном бизнесе, Марина Аншина даже прибегла к такому необычному сравнению, как конвейер и муравейник – это касается подходов к управлению персоналом. В первом случае действие каждого сотрудника четко регламентировано и это зачастую порочная практика, во втором – над решением той или иной задачи работает т.н. коллективный разум, причем каждый сотрудник действует самостоятельно, используя при этом все доступные сегодня виды коммуникаций от уже довольно традиционных, скажем, электронной почты до относительно новых: Skype, SIP-телефония и социальные сети. Новые подходы можно использовать и при формировании ИТ-стратегий.

Но что такое ИТ-стратегия? Определений этому термину существует великое множество. Некоторые из них ограничиваются упоминанием лишь о стратегическом плане развития информационных технологий на некоторый период от года до 10-ти лет; более полное же определение предполагает включение перечня шагов, регламентов для реализации этих планов (они сводятся к внедрению новых информационных систем).

Интересно, что выступающие отмечали отсутствие необходимости чрезмерной детализации ИТ-стратегии. Ведь такие "объемные томики" никто читать не будет, и вдобавок к этому их весьма сложно поддерживать в актуальном состоянии. Ряд докладчиков, в частности независимый консультант Александр Михайлов, прежде занимающийся подготовкой подобных документов в подразделениях IBM, отметил, что во многих случаях (для средних компаний) и вовсе достаточно коротких ИТ-стратегий на нескольких страничках.

Несмотря на малый объем, подготовка ИТ-стратегии – непростой процесс. Ведь прежде необходимо существование бизнес-стратегии, а ее-то (не в головах топов, а в формализованном бумажном или электронном виде) у многих российских предприятий вовсе нет. Между тем, ИТ-стратегия должна "плясать" от бизнеса – все продукты, решения и технологии должны быть направлены на то, чтобы обеспечить предельно простые подходы для обработки, хранения и визуализации бизнес-данных, а заодно для упрощения всевозможной рутины, связанной как с внутренним документооборотом, так и при взаимодействии с внешней бизнес-средой. Чтобы получать подобного рода данные (при их отсутствии) ИТ-директора или специально приглашенные консультанты, как частные, так и эксперты западных компаний уровня IBM, Microsoft, Oracle, проводят анкетирование ключевых руководителей бизнес-направлений – то есть, по сути, получают от них сведения о том, что те ждут от ИТ. Периодичность таких опросов, равно как и частота обновления ИТ-стратегии, во многом зависит от типа организаций и формы собственности.

В государственных производственных предприятиях – от них в рамках конференции выступали Юрий Зеленков, директор по информационным технологиям НПО "Сатурн" и Александр Коробов, заместитель руководителя комитета информатизации и связи республики Коми – все нередко регламентировано свыше и ИТ-службы лишены маневра. Здесь ИТ-стратегии составляются на 5–10 лет.

Финансовые предприятия – банки, инвестиционные фонды – это полная противоположность организациям госвласти или производственным госпредприятиям. Здесь быстро внедряются новые способы доступа к частной и корпоративной финансовой информации. В итоге клиентам, как несколько дней назад, уже нет необходимости посещать офисы тех же банков для пополнения счетов, переводов и прочих финансовых услуг — многие эти операции доступны с мобильников и планшетов под различными операционными мобильными средами, например Android, iOS, Windows Phone, Windows 8 и даже, возможно, таких, еще не набравших большой популярности, как ChromeOS, FirefoxOS, Ubuntu Phone и др. Соответственно поддержка всех новых платформ, продуктов и технологий, а они сегодня обновляются по меньшей мере ежегодно, а нередко и чаще, требует частых коррективов ИТ-стратегии, а от CIO и входящих в его подчинение служб – дальнейшей консьюмеризации ИТ, разумного использования "облаков", обеспечения безопасности, интеграции и совместимости ИТ-систем.