Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Завершила работу Четвертая Всероссийская конференция "Служба "112" в России. Проблемы внедрения и перспективы развития


18.10.2013

Завершила работу Четвертая Всероссийская конференция "Служба "112" в России. Проблемы внедрения и перспективы развития

 

1 октября 2013 г. в Москве состоялась Четвертая Всероссийская конференция "Служба "112" в России. Проблемы внедрения и перспективы развития", проводимая Центром профессиональных знаний "КОННЕКТИОН".

В конференции принимали участие представители регуляторов отрасли, государственных учреждений и органов региональных областей, а также крупнейшие операторы связи и компании-интеграторы в сфере телекоммуникаций и высоких технологий.

Открыл мероприятие Заместитель Директора Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Костров. В своем выступлении представитель Министерства отразил, что для решения ряда открытых технических и организационных вопросов, касающихся проектирования, ввода в эксплуатацию и функционирования телекоммуникационной инфраструктуры системы "112" необходимо внести изменения в действующую нормативно-правовую базу отрасли, начиная с Закона "О связи". По мнению Д. Кострова, пересмотру придется подвергнуть и нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения установленных действий при проведении системы оперативно-розыскных мероприятий. Также предстоит ответить на вопрос: будут ли создаваться специализированные базы данных о местоположении и прочей информации от обратившихся, к которой диспетчеры службы "112" смогут обращаться в защищенном режиме.

По предварительным оценкам регулятора, в доработке и пересмотре нуждаются около 45 действующих нормативно-правовых акта, и на этом этапе очень важным становится получение обратной связи от всех участвующих в процессе создания службы "112" сторон.

Большой интерес вызвало выступление Начальника Центра информационно-аналитической поддержки создания системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Александра Лучина. В докладе были рассмотрены вопросы реализации службы экстренных вызовов в субъектах страны, а также рассказано о созданном Центре информационно-аналитической поддержки, его функциях и роли относительно ФЦП-112. Таким образом, на сегодняшний день основными задачами ЦИАП является: осуществление экспертно-организационных мероприятий при размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ, организационно-методическая и аналитическая поддержка реализации программы в субъектах РФ, в том числе организация учета и распределения бюджетных средств, выделенных на реализацию ФЦП-112. Также к задачам относятся мониторинг эффективного использования субсидий из федерального бюджета, информационное сопровождение и представление результатов мониторинга реализации мероприятий ФЦП-112 в субъектах РФ федеральным органам исполнительной власти.

Продолжая тему реализации Системы-112 на региональном уровне, Заместитель генерального директора по исследованиям и разработкам ООО "НПО Инженерные системы" Владимир Копытов рассказал об опыте внедрения Системы в Ставропольском крае. По результатам опытной эксплуатации, как говорилось в докладе В.Копытова, можно выделить ряд основных типичных проблем, устранив которые можно добиться эффективной работы Системы, такие как: удовлетворенность потребителя услугами Системы-112 – скорость отработки вызовов и принятия конкретных мер; информационное взаимодействие федеральных и муниципальных служб; интеграция со смежными информационными системами; высокая текучесть кадров в ЕДДС и проблемы обучения, - решение проблемы низкоквалифицированного персонала; организация службы технической поддержки системы в течение всего времени ее работы.

На данный момент в Ставропольском крае реализована одна из наиболее успешно функционирующих систем в стране. Система построена на основе комплексного программного обеспечения "Ароганит". Система не только автоматизирует деятельность персонала служб и ведомств, участвующих в реагировании на угрозы и возникновение чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, но и обеспечивает полный цикл взаимодействия оперативных служб участвующих в ликвидации ЧС, начиная от центров управления кризисными ситуациями (ЦУКС), заканчивая бригадами, находящимися в местах ЧС.

От представителей ОАО "Ростелеком" на конференции выступил Николай Парсаданов-Гевондян, осветив организационно-экономические аспекты создания Системы-112 в субъектах РФ. В ходе выступления были озвучены основные положения утвержденной ФЦП по созданию Системы-112 на территории РФ, возможные риски реализации Программы, а также их существующие предпосылки различного характера. Доведена модель и инструментарий достижения конечной цели – создания Системы-112 на территории РФ к началу 2018г. В заключение докладчик представил экспертную оценку организационного, ресурсного и экономического эффектов, которых можно достичь путем применения средств и мероприятий, представленных в докладе.

Руководитель направления по работе с государственными структурами AVAYA в России Алексей Журавлев, рассказал о том, какие оптимальные решения для создания ЦОВ Системы-112 предлагает компания AVAYA, подчеркнув преимущества модульной структуры этих решений и возможность их использования в реально необходимом объеме. Компания AVAYA имеет внушительный опыт в проектах по построению Систем 112 и 911, предлагаемые компанией открытые интерфейсы позволяют гарантировать возможность построения ЦОВ Системы-112 в сжатые сроки, не превышая заданный бюджет совместно с любыми разработчиками ПО для Системы-112 в России.

Один из ведущих специалистов НТЦ ПРОТЕЙ Дмитрий Богомолов выступил с докладом, рассматривающим Систему-112 в разрезе решений для комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности. В своем выступлении представитель НТЦ ПРОТЕЙ обратил особое внимание на практические моменты, связанные с особенностями разработки проектов, внедрения и эксплуатации Системы-112. Кроме того, была проанализирована эффективность работы Системы-112 в Курске и Курской области, построенной на оборудовании ПРОТЕЙ. Накопленная за 4 года работы Службы-112 статистика позволила сделать выводы о сокращении времени реагирования на происшествия на 15-25% в зависимости от сложности происшествия, снижении ущерба при ЧС на 7% и достижении максимальной эффективности при работе со сложными комплексными ЧС.

В своем докладе Директор департамента обеспечения реагирования и регионального развития Программы "ЭРА-ГЛОНАСС" Алексей Попов представил роль и место Системы-112 в комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН). В которой, кроме задач Системы-112, решаются такие важные задачи, как мониторинг и прогнозирование ЧС, оповещение и информирование населения и др. В рамках КСОБЖН Система-112 должна обеспечить: прием сообщений о происшествиях от населения и автоматизированных систем мониторинга (<единое окно> для входа в КСОБЖН); при необходимости - передачу обработанных сообщений о происшествиях в вышестоящие органы управления, для принятия решений, выходящих за рамки задач Системы-112); оперативное и надёжное информационное взаимодействие дежурно-диспетчерских служб, входящих в Систему-112.

Как результат, сделан вывод о том, что Система-112 должна стать интеграционной основой КСОБЖН, однако, в настоящее время отсутствует необходимое для этого нормативное правовое обеспечение.

В докладе представителя ЗАО "ИскраУралТЕЛ" были продемонстрированы подход и решения, отражающие требования федеральных служб к показателям надежности. Подход компании заключается вместе с обеспечением для Системы-112 высокой надежности на всем ее жизненном цикле общепринятыми способами, как то: тестирование всех компонентов, устройств, подсистем комплекса; резервирование (горячее/холодное, кластеризация и т.д.) оборудования; обучение персонала заказчика, занятого в эксплуатации системы; сервисной технической поддержки в режиме 7х24х365. Но и также в максимально полной стандартизации и унификации оборудования и программ комплекса 112. ЗАО "ИскраУралТЕЛ" являясь самостоятельным производителем и поставщиком единого программно-аппаратного комплекса обработки экстренного вызова от абонента до дежурно-диспетчерских служб, полагает необходимым обеспечивать заказчику дополнительный уровень надежности, связанный с тем, что: все оборудование комплекса должно быть разработано с учетом взаимного влияния и протестировано на совместимость, производительность в пиковых максимальных нагрузках; в системе не должно быть компонентов, которые были "интегрированы" в комплекс сторонним специалистами, не обладающими полным знанием о работе системы в целом; развитие оборудования, компонентов и подсистем комплекса необходимо производить в максимально короткие сроки без снижения показателей надежности системы.

В докладе компании ТЕХНОСЕРВ, который был представлен двумя докладчиками - директором филиала Денисом Курносовым, и ведущим инженером-разработчиком компании Денисом Кривенцовым. В первой части доклада Д.Курносов, анализируя "живой" опыт компании ТЕХНОСЕРВ по работе с Субъектами РФ, обозначил основные проблемы организационно-методического плана, разбив их по основным этапам создания Системы-112 на территориях (подготовительный, обследование, проектирование, реализация), а также, что немаловажно, описал предложения, позволяющие Субъектам РФ, учитывая реальный опыт, избежать множества ошибок и оптимизировать мероприятия по созданию Системы-112 в Субъекте РФ. Во второй части доклада Д.Кривенцов рассказал об опыте разработки "Национальной платформы "Гелиос-ТС112" - едином интеграционном решении для развертывания Системы-112 на территории РФ. Компания ТЕХНОСЕРВ, являясь разработчиком "Гелиоса", смогла соединить на его платформе все современные достижения в отрасли: открытость архитектуры, которая позволяет разворачивать решение практически на любой современной аппаратной платформе; возможность функционирования на классической и "облачной" инфраструктуре; наличие интеграционной шины, которое обеспечивает подключение внешних систем мониторинга, оповещения, существующих автоматизированных информационных систем экстренных оперативных служб, служб взаимодействия и центров управления в кризисных ситуациях. Кроме этого, "Гелиос" является полностью российской разработкой, получившей положительное заключение ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Заместитель начальника центра информационно-аналитической поддержки создания системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Иосиф Мазин в своем докладе говорил о том, что на сегодняшний день Система-112 вступила в активную фазу создания. На открытом рынке системотехнических решений по созданию систем-112 стали появляться новые игроки. В этих условиях значительно возросла роль МЧС России как координатора внедрения в части обеспечения единой технической политики. Действительно, пользователь телефонной сети должен быть уверен в качестве обслуживания такой жизненно важной системой, вне зависимости от того, кто, как и где ее разрабатывал и создавал. Таким образом, при построении Систем-112 в субъектах РФ стоит задача обеспечения унификации функций различных системно-сетевых решений, в том числе за счет обеспечения совместимости и возможности совместного функционирования как между функционально законченными решениями (межсубъектовое взаимодействие), так и между функциональными компонентами самих этих решений. Данный тезис в докладе был рассмотрен на примере замещающей/не замещающей интеграции АИС ДДС при построении Систем-112. Наиболее очевидным для участников рынка является вопрос обеспечения совместимости протоколов информационного обмена. Он был рассмотрен на примере передачи информации о местонахождении оконечного оборудования пользователя и сведений об абоненте из телекоммуникационной подсистемы системы-112 в информационно коммуникационную подсистему (ЦОВ-112/РЦОВ-112). Учитывая очень большой опыт, накопленный в данном вопросе в отрасли связи, в докладе рассмотрена методология обеспечения совместимости, формализованная Европейским институтом стандартизации в области телекоммуникаций (ETSI). Все эти задачи предстоит решать отделу обеспечения единой технической политики ЦИАП, который и представлял докладчик на конференции.

Развертывание "Системы-112" на территории Российской Федерации продолжает набирать обороты и привлекать все новых игроков рынка. Для дальнейшего развития и эффективного функционирования необходимо дорабатывать и совершенствовать как существующую нормативно-правовую базу с учетом опыта внедрения системы, так и возможности по унификации функций различных системно-сетевых решений, взаимодействия и интеграции между компонентами. Для создания эффективной единой службы экстренных вызовов на территории страны необходимо качественное взаимодействие всех заинтересованных в программе сторон.

Мы будем рады видеть Вас на конференции "Служба "112" в России. Проблемы внедрения и перспективы развития" 2014 года!

TSSOnline.ru по материалам Центра профессиональных знаний "КОННЕКТИОН"