Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования зависимости проникновения услуг LTE от выбранной модели тарификации относительно 3G


21.02.2014

Сегодня многие операторы воспринимают LTE как возможность запуска новых моделей тарификации, которые помогут им, окупив строительство таких сетей, повысить проникновение и качество предоставления услуг передачи данных.

В целом можно выделить две операторские модели тарификации услуг в сетях LTE: премиальную относительно 3G и стимулирующую с одинаковым уровнем тарифов в LTE и 3G. Большинство сотовых операторов сегодня придерживаются именно премиальной модели, полагая, что это единственно верный путь для устойчивого развития и возможности окупаемости новых сетей.

Более высокий уровень тарификации позволяет операторам больше зарабатывать на LTE и реинвестировать в их развитие, расширять покрытие, вводя новые частоты, работая с вендорами оборудования, вводя поддержку голоса и т.д., тем самым повышая уровень проникновения услуг.

С точки зрения мирового опыта для достижения массового проникновения услуг LTE этого еще недостаточно — российским операторам необходимо более активно развивать экосистему LTE в целом и готовить российского абонента к пользованию этими услугами.

Однако, доступные цены в LTE часто не коррелируют с повышенным проникновением таких услуг. Напротив, в каждом конкретном случае успешность того или иного операторского кейса внедрения LTE обусловлена целым набором факторов, а не одной лишь тарификацией. Среди них можно выделить общую готовность рынка и пользователей к внедрению таких услуг, площадь покрытия и частотный диапазон LTE, конкурентную обстановку, уровень развития  сетей 3G и фиксированного ШПД, доступность LTE-устройств и особенно смартфонов, а также их субсидирование оператором и т.д.

Российский опыт тарификации LTE

Если говорить о запуске сетей LTE российскими операторами, то, прежде всего, следует учитывать специфику нашей страны: низкий ARPU на уровне развивающихся стран, невозможность субсидирования устройств, неудобный высокий диапазон для развития LTE (2600 МГц), хорошо развитые сети 3G, большая территория страны. Все это в совокупности приводит к тому, что российские абоненты еще не готовы к услугам в сетях LTE, при этом, существующие сети 3G справляются с текущим уровнем потребления трафика.

Агрессивное развитие сетей LTE на базе MVNO-соглашения со "Скартел", недавно ставшей его "дочкой", позволило "МегаФон" занять доминирующее положение на зарождающемся российском рынке LTE. В то же время, совокупная абонентская база "МегаФон" и "Скартел", по оценкам J’son and Partners Consulting на 3Q 2013, не превышала 850 тыс. человек, на собственно "МегаФон" из которых приходилось около 180 тыс. Поэтому можно говорить, что, несмотря на активную работу по LTE-устройствам, широкое покрытие (на 1Q 2014 - 51 регион совокупно со "Скартел") и доступные цены, услуги LTE для абонентов "МегаФон" все еще не стали массовыми, продолжая восприниматься премиальным сервисом.

Схожая ситуация наблюдается и у МТС. Оператор прогнозирует, что в 2014 году проникновение LTE среди его абонентов не превысит 7%, несмотря на то, что для них будет обеспечено максимально широкое покрытие (на 1Q 2014 LTE-сети МТС работают в 15 регионах, до конца 2014 года они появятся в 74 регионах, до конца 2015 – во всех регионах РФ). В итоге в МТС ожидают заметный вклад от LTE в выручку только через 5 лет. Стоит также отметить, что на 1Q 2014 "ВымпелКом" запустил сети LTE в 7 регионах (в 1H 2014 г. планируется запуск еще 19 городов, на 2H 2014 – планируется запуск LTE еще в 60 городах, при наличии спроса).

При этом, тарифы на LTE в российских сетях сегодня являются одними из самых доступных в мире и, по всей видимости, уже не вырастут. Российские операторы не предлагают премиальных цен на LTE, оставив их на идентичном сетям 3G уровне. В то же время, на LTE распространяются и российские аналоги западных bundle-предложений — универсальных тарифов для смартфонов, включающих не только трафик в сетях 3G/LTE, но и пакет голосовых услуг и SMS/MMS (примеры таких предложений сотовых операторов "большой тройки" указаны в табл. ниже).

Тем не менее, с точки зрения мирового опыта для достижения массового проникновения услуг LTE этого еще недостаточно — российским операторам необходимо более активно развивать экосистему LTE в целом и готовить российского абонента к пользованию этими услугами. Это довольно непросто сделать в условиях специфики отечественного телекоммуникационного рынка, тем не менее, - первые успешные примеры уже имеются. Достаточно вспомнить начало поддержки голоса в сетях LTE сотовыми операторами "большой тройки", в том числе и для Apple iPhone 5s/c (сначала "ВымпелКом", затем МТС и "МегаФон"), вывод на рынок большого числа LTEсмартфонов, в том числе и очень доступных  (к примеру, MegaFon 4G Turbo за 4990 руб.), развитие сервисного направления, включая сегмент мобильного ТВ и т.д.

J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования зависимости проникновения услуг LTE от выбранной модели тарификации относительно 3G

J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования зависимости проникновения услуг LTE от выбранной модели тарификации относительно 3G

J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования зависимости проникновения услуг LTE от выбранной модели тарификации относительно 3G